Нaчинaeтся спeктaкль с кoнцa… жизни любимoгo учeникa Сулeржицкoгo — Eвгeния Вaxтaнгoвa, кoтoрый вoзврaщaeтся дoмoй в Дeнeжный пeрeулoк с пoслeднeй в свoeй жизни рeпeтиции пoслeднeгo свoeгo спeктaкля — «Принцeссa Турaндoт». Кoгдa пoд утрo всe рaзoшлись, Вaxтaнгoв, у кoтoрoгo тeмпeрaтурa былa пoд 40, oдин oстaлся в зaлe и кричaл oт бoли — oн умирaл. Oн знaл, чтo период eгo сoчтeны.
Нa сцeну вынoсят игрушeчную пoвoзку с сaнями: игрушeчный извoзчик, пaссaжир тoжe кукoлкa — вoт и все декорация, причем на сила спектакль. Диалог извозчика с седоком чуть-чуть позже прозвучит в исполнении артистов — неизвестно зачем, ни о чем и обо во всех отношениях… Голубая выгородка. Полдюжины артистов, одетых в голубые костюмы цани (люди при дворе китайского императора в сказке «Инфанта Турандот»). Так ли сон, то ли пустяки смертельно больного Вахтангова, да какой увлекательный… Актеры разыграют питание Леопольда Сулержицкого, о котором знают и старый и малый больше театральные люди, во (избежание остальных же это псевдоним мало что говорящее. А промежду тем, если бы далеко не Леопольд Антонович, если бы никак не Сулер…
На рубеже XIX и XX веков сей человек много что значил в жизни русского театрального искусства. Который же он такой? Журналист, художник, бродяга, моряк, североамериканец (так называют его со временем его путешествия в Соединенные Штат). А еще он толстовец, богоборец и союзник всех известных писателей. Переписка с ними разложена получай шесть голосов. Сулержицкий — Чехову, Лопасня — Сулержицкому, Толстой о Сулержицком, и Бедный ему и о нем же.
По причине Сулержицкому Станиславский смог интенсифицировать и воплотить в жизнь свою знаменитую систему воспитания актера. И просто Сулержицкому русская культура обязана появлением блистательной плеяды актеров, режиссеров, промеж которых его, Сулера, ученики — Еня Вахтангов, Михаил Чехов, Лёха Дикий, Борис Сушкевич, Лекса Попов, Серафима Бирман, Иванка Берсенев, Ричард Болеславский и оставшиеся. Это он будет сидеть за работой с великим английским режиссером Гордоном Крэгом надо «Гамлетом», и буква постановка их рассорит и внесет размолвку среди Сулержицким и Станиславским — ругательный поведет себя более нежели странно. Всё это подтверждено документально, с этого сложена сценическая век неординарного человека.
Самое интересное, фигли документальная основа послужила режиссеру Асе Князевой в (видах сочинения веселенького театрализованного поступки. А его театральным стержнем стал стр спектакль Вахтангова «Инфанта Турандот». Ее изящные фрагменты, ни дать ни взять игрушки ручной работы, меж биографическими вехами воплощают артисты. Их проталлий, разумеется, не застало легендарного спектакля театра (публично было три версии — 1922 година, 1963-й, 1991-й), который сохранялся в репертуаре перед 2006-го. Тем приставки не- менее романтическая эстетика спектакля жуть точно передана молодыми, и, что-то немаловажно, с уважением к прошлому.
Тем не менее, их пиетет перед традицией лишен ложного пафоса, в нем — энтузиазм, озорство и ирония, которые отнюдь не скрывали у вахтанговцев радостного связи к жизни даже в самые тяжелые Эпоха Екатерины. И во все времена спасали искусство театра. Несколько эпизодов сделаны подо Юлию Борисову (вторая Турандот в истории спектакля), ради которую выступает Елизавета Палкина, и лещадь Василия Ланового (второй идеал Калаф) — за него Вовик Логвинов. Напевность декламации поистине снята ими с «оригиналов».
Все же, в спектакле нет фиксированных ролей — до сих пор артисты играют всех персонажей, меняясь ими получай бегу, как пиджаком: был Сулержицкий, гувернёр Первой студии, а теперь симпатия Крэг, возмущенный работой Сулера, кто через минуту обернется Станиславским иль каким-нибудь императором с «Турандот». С руки, о ней: сын Качалова — Клеветать Шверубович — писал: «…изо Сулеровых игр, из его празднеств… родилась вследствие девять лет игра-праздничек «Принцесса Турандот» — гениальное созидание Вахтангова. Во всяком случае, егда мы смотрели этот потрясающий спектакль, мы все видели Сулеровы зрелище, слушали, скопировав пение и Сулерову музыку». Еще бы, он и музыку писал — Вотан вальс, написанный для мхатовского спектакля, престижно в спектакле. Как рассказал «МК» композитор литературной композиции Елена Дунаева, ноты сии обнаружили в музее МХТ, и сие большая удача.
Высокая умение актеров в сочетании с эмоциональностью придает натянуто-документальному рассказу очарование праздника — кончено как по Вахтангову. Дар Бога Трамов, Владимир Логвинов, Артем Пархоменко, Лексейка Петров, Евгения Ивашова, Елизаветка Палкина. Они уже известны публике соответственно успешным премьерам прошлого и нынешнего сезонов: Трамов на удивление выступил в роли короля танго — Оскара Линия («Танго между строк»), Вадя Логвинов блистательно сыграл Анатолия Курагина («Борение и мир»), у Артема Пархоменко двум заметные работы в «Ромуле Великом» и в «Войне и мире», у Евгении Ивашовой яркая занятие в «Дурочке», а у Лизы Палкиной в «Мадемуазель Нитуш».
Запоминающийся спектакль, воплощенный слаженным ансамблем, однако… В финале прозвучат болтовня самого Сулержицкого, которые хорошенько бы помнить всем артистам и доброе старое) (мое всего тем, кто называет себя звездами, модными, культовыми и кроме в это свято уверовали. «Сценическое занятие, — незадолго до смерти написал Сулержицкий, — единственное, через которого не остается никаких памятников, неважный (=маловажный) может остаться, так (как) будто единственный его материал пожирать биение (трепетание) живого сердца в данную побудь на месте, аффективное чувство, рождающееся тут. Ant. там же, при зрителе, волнующееся и волнующее мотор зрителя, заражение его непринуж, от сердца к сердцу. Умер суверен этого сердца — артист, умер носитель другого сердца, бывшего разом с актером, — зритель, и ни ложки, кроме слов: «Выдающийся (из ряда вон) был актер!» и мертвых фотографий — безлюдный (=малолюдный) остается ничего…». А читает сии строки худрук Вахтанговского Римас Туминас.