– Кaк вас oкaзaлись в Узбeкистaнe?
– Я рoдился в Сaмaркaндe в 1962 гoду. В 30-e гoды мoиx прeдкoв снaчaлa рaскулaчили, пoтoм в Рoссии нaчaлся гoлoд. Чтoбы спaсти сeмью oт грoзящeй гибeли, мoй прaдeд Ивaн Eвстaфиeвич изо-пoд Oрeнбургa пoexaл нa рaзвeдку в Срeднюю Aзию в пoискax лучшeгo мeстa. Eму здeсь пoнрaвилoсь, oн вeрнулся, зaбрaл сeмью с шeстью дeтьми и сo всeми пoжиткaми нa тeлeгax oтпрaвился в Узбeкистaн. Снaчaлa бoльшoe сeмeйствo пoсeлилoсь в рaйoнe Зирaбулaк, чтo мeжду Сaмaркaндoм и Буxaрoй. Нa пeрвoe врeмя на жизни вырыли зeмлянку и пoкрыли ee дoскaми. Пoзжe вoзвeли бoльшoй дoм, рядoм с ним пoявились сaд и винoгрaдники. Сo врeмeнeм прaдeд зaвeл пaсeку. Зeмля блaгoдaтнaя, тeплый климaт. Дeти вырoсли и пeрeбрaлись не в гoрoдa.
– В свoeй сeмьe ваша милость eдинствeнный, ктo стaл xудoжникoм. Кaк этo вышлo?
– У нaс в рoду никтo нe рисoвaл. Нaвeрнoe, я пeрвый. Мeня пoтянулo в эту стoрoну лeт в 12. Мнe кaжeтся, чтo этo зaвисит oт склaдa xaрaктeрa. Я чeлoвeк спoкoйный, a рисoвaниe пoдрaзумeвaeт зaдумчивoсть, oтстрaнeннoсть, усидчивoсть, жeлaниe пoбыть в oдинoчeствe. Рисoвaл в шкoлe, дoмa. Кaк-тo пoслe урoкoв встрeтил двoиx друзeй, кoтoрыe вoзврaщaлись с изoстудии. Я зaинтeрeсoвaлся, пoдoшeл к рукoвoдитeльницe кружкa и пoпрoсился пoсeщaть зaнятия. Пoслe изoкружкa я пoступил в училищe Искусств нa oфoрмитeльскoe oтдeлeниe. В Училищe мнe oчeнь пoвeзлo нa прeкрaсныx пeдaгoгoв. Тaм прeпoдaвaли Улькo Григoрий Ильич и Рубинoв Бoрис Гaбриэлoвич, a нa пoслeдниx курсax мнe oчeнь числа дали супруги Караевы – Лиля Аглямовна и Нариман Анварович. Супружеская чета Караевы помимо преподавания были до этого времени монументалистами, и они мне предложили примкнуть к их группе, выполняющей мозаики, процарапывание и росписи. Так, будучи единаче студентом, я начал работать с художниками профессионалами и твердить у них на практике. Сие было время приобретения жуть ценного творческого опыта. Ноне преподаю сам – в воскресной школе и школе искусств. В 1999 году стал членом Академии Художеств Узбекистана.
– А позднее вы пришли к православию…
– По встречи с православием мой разум долгое время не был способным найти ответа на Вотан вопрос; для чего люда живет и совершенствуется, накапливает сверхбольшой багаж опыта и знаний, и, намного в итоге девается весь настоящий накопленный им багаж с приходом смерти? Ну все напрасно? В православии ужас многое зависит еще ото личностной встречи. На меня решительным образом повлияла заседание с моей будущей супругой Еленой в 1993 году. Симпатия сама родом из семьи известных в Самарканде художников Лариных.
Разом с этой встречей меня позвали производить ремонт Свято-Алексеевский собор в Самарканде, непревзойденный храм возвращенный верующим возле содействии первого Президента Узбекистана. Насквозь год после начала работ я крестился. Ми исполнилось тогда 30 парение.
– Вы же малограмотный были иконописцем, почему согласились осуществить участие в реставрации храма?
– В начале 90-х годов Узбекистан переживал гнетущий период. Я в те годы работал в Худфонде, возле Самаркандском союзе художников, тот или другой тогда занимался оформлением улиц и предприятий города, изготовлением монументальных объектов, рекламных плакатов и афиш. Заказов было в так время мало. Мой доброжелатель-художник, который на оный момент уже занимался реставрацией Крепко-Алексеевского собора, пригласил меня примкнуть и поучаствовать в работе. И я решил попытаться себя. Кроме того, в целях меня это было непривычно и интересно, а когда интересно, невзгоды преодолеваются легче. В соборе было (нет работы по восстановлению. Свой труд оплачивался, хотя результат была символической.
– В нежели именно заключалась ваша режим?
– В соборе тогда невыгодный было ни иконостаса, ни икон, и нам предстояло их создать. И да мы с тобой начали писать иконы. Хозяйка специфика иконописи сильно отличается ото всех видов искусств. Угоду кому) письма нужен особый настрой, особое влезание. Ant. выход в эту область. Мы писали сверху больших досках, но около этом еще почти безделица не знали об иконописи. Кто такой-то принес старую книгу с описаниями техники иконописи, и наша сестра старались по мере внутренние резервы руководствоваться технологиями старых мастеров.
– Для того написания икон разве безграмотный нужно благословение?
– У нас хана происходило сначала спонтанно, числительное позади существительного: часа два как на фронте. Я самостоятельно начали изучать литературу числом иконописи, затем к нам в парламент приехал наш митрополит Вадя из Ташкента. Он беседовал с нашим руководителем и, обсуждая подбивка живописных работ, дал свое напутствие. Епископ освятил не токмо подготовленные доски под иконы, только также и кисти с красками. Акция в том, что до нас в Средней Азии иконописью фактически никто не занимался. Тогда это не было развито. Соответственно сути, в стенах собора собралась число творческих людей, под руководством нашего педагога Евгении Коношенко, которая сразу и училась, и восстанавливала храм. Пишущий эти строки в какой-то мере рисковали, даром что и очень старались, но в итоге все на свете у нас получилось. А сейчас в Самарканде изо тех, кто пишет иконы, остались не более двое – мы с супругой.
– Какие иконы ваша сестра написали и над чем работаете безотлагательно?
– Всего из написанного вслед 25 лет не перечислишь. Автор этих строк писали для всех трех храмов Самарканда. За исключением этого нам еще урывками заказывали иконы и из других городов Узбекистана. Кое-когда ты пишешь икону, испытываешь больно странное, необычное состояние. Накануне чем приступить к работе наша сестра ищем и пересматриваем множество образцов, стараясь вытянуть тот, который как разрешается лучше и удачнее подходит на написания. Сейчас пишем фошка иконы евангелистов для алтаря Незыблемо-Алексеевского собора.
– Помимо иконописи вы единственный в Узбекистане, кто именно занимается историей православия в Средней Азии.
– К сожалению, сие так. Начиная интересоваться историей нашего края и его православия, я был раздосадован тем, какими судьбами она очень мало изучена. И сие тоже подвигло меня держи поиски и изучение. В основном мои материалы публикуются в ташкентском журнале «Восход Свыше» и газете «Самаркандский Возвеститель».
– Какой минута в истории православия в Средней Азии имеется возможность считать ключевым?
– Доход русских в Среднюю Азию, с которым в регионе появляются первые храмы. Сие, на мой взгляд, и кушать основная веха в истории. Храмы про русских становились той основой, округ которой и выстраивались поселения, станицы и города. Накануне Самарканда русские дошли в 1868 году. Шли войска день) от(о) (часа – Шымкент, Ташкент, Джизак, – и по мнению ходу продвижения почти (одним возводились храмы, пусть маленькие и временные. Сии места приобретали особую значимость, становились прибежищем, домом в чужбине, куда солдаты могли вернуться. Одной с наиболее значимых фигур, связанных с историей православия, (ну) конечно и всего «русского таблица» в Средней Азии, стал ключевой генерал-губернатор Туркестана Кока Петрович Фон-Кауфман. Около нем не только возводились храмы и монастыри, так и повсеместно строились школы, гимназии, библиотеки, а и началось научное изучение края. Свою лепту внес и лучший губернатор Самарканда генерал Александрушка Абрамов, который является основателем «русской части Самарканда», река как его еще называли архитекторы «Южного Петербурга». Присутствие всем при этом протестантизм не насаждалось и не навязывалось.
Вразброд хочется сказать об одном больно интересном факте, который с какой радости-то всегда остается в стороне. С с присоединением Туркестана к России, опять за 50 лет до самого революции все местные население стали автоматически подданными Российской Империи. А одним изо самых первых законов, принятых тут-то, был закон, отменяющий холопство и торговлю людьми. И еще со стороны России осуществлялся наполненный ряд мер по взаимному сближению с южанами и их поддержке в областях образования, здравоохранения и культуры.
– Чисто повлияла на православие в Средней Азии бунт 1917 года?
– Начавшиеся гонения со стороны советской власть имущие были направлены не всего на православную церковь, же и на другие религии, в книжка числе и на мусульманство, которое исповедовало подавляющая местных жителей региона. В 1918 году были закрыты приземленно все мечети и духовные учебные заведения, пусть даже медресе в Регистане. Закрылись православные храмы, армянские церкви, католический конференция и синагоги. Священнослужителям запрещалось брать на буксир в школах. Все они, вдоль сути, оказались вне закона и за исключением. Ant. с работы. К 1940 году в Самарканде приставки не- было ни одного священника, что бы не отсидел в лагерях иначе говоря не побывал в ссылке.
– И вроде же православие сохранилось?
– Вдобавок гонений на церковь властями было создано такое вредное оказательство, как обновленчество, которое просуществовало до самого 1943 года. Обновленческие священники поддерживали советскую власти ( и сотрудничали с работниками правоохранительных органов. Кое-кто храмы продолжали работать. В Самарканде Покровский конд оказался единственным, не прерывавшим богослужений, только в нём служили обновленцы. Другое действие, что не все верующие посещали подобные приходы. Церковные общины, мало-: неграмотный принявшие обновленчества, были вынуждены перебраться сверху периферию, на окраины города. Скажем так, в Самарканде в 1924 году был закрыт Георгиевский часовня, стоявший в самом центре города и по прошествии времени этого общине пришлось отретироваться на православное кладбище, совершая богослужения в маленькой часовенке, часа) и ее не подожгли. Там в 1937 году ей посчастливилось выкупить частный дом в одном ряду с кладбищем и превратить его в молельный. В голодные годы народище по копейкам собирали червонцы, чтобы благоустроить храмы. Христианство, как и остальные религии в Узбекистане, сохранились по причине людям, общинам. Послабление началось всего только в 1943 году, когда Сталин дал благодеяние открывать церкви. Интересно, да одновременно с принятием этого решения действительно сразу же произошел момент) в ходе войны.
– В Узбекистане как и начали открывать храмы?
– Народище сами начали строить новые приходы. А старые отобранные строения беспричинно до сих пор церкви далеко не вернули. В частности, речь о здании Неразрывно-Никольского храма возле самаркандского вокзала, которое было превращено в киношка. После войны в Среднюю Азию начали прискакивать. Ant. уезжать священники и монахи. Некоторые священнослужители отбывали сроки в лагерях в территории среднеазиатского региона, (пред)положим, в Пенджикенте отбывали сроки практически десятка епископов и священников. Исполнение) священников Средняя Азия стала «медвежьим домиком», где они оставались в вынужденной изоляции. Тем безграмотный менее, хотя послевоенные годы были голодными и тяжелыми, православные общины сохранились. Ко всему прочему, в 60-е годы, около Хрущеве, вновь началось очередное гипертония на христианство и вновь общинам пришлось себя отражать нападки.
– В 90-е годы в Узбекистане было возведено отбою) новых храмов. Однако иные русские, которые переехали в Россию, рассказывая о волюм, что покинули республику изо-за давления со стороны местных жителей.
– Я равным образом пережил здесь эти непростые годы. После этого была общая паника, пугала нечеткость в будущем. Узбекистан покинуло воз людей, даже священники, поддавшись сим чувствам, уезжали. Люди были напуганы. Так паника оказалась сильно преувеличенной. Усилие объяснялось целым рядом причин: развалом Страна советов и начавшимися в связи с этим волнениями в Грузии, Прибалтике, Карабахе, Молдавии. Сложная закрутка сложилась в приграничных Узбекистану Афганистане и Таджикистане. Человек боялись, что и в Узбекистане тоже может возникнуть конфликт. Переезжали русскоязычные, в томище числе армяне, азербайджанцы, татары, евреи и инда корейцы, в основном, в Россию, потому что они идентифицировали себя прямо с этой страной и ожидали завести там защиту, стабильность.
– Так есть жалобы эмигрантов без- имеют под собой оснований?
– Понятно, какие-то инциденты, думается, имели место быть, же массового характера не наблюдалось. Ми лично не приходилось лицом к лицу) или слышать про расправы физического характера в отношении русских. Неприметно люди думали, что немного погодя будет только хуже и перестраховывались. Знаю, чисто некоторые узбекистанцы, которые уехали в Европу тож Америку, были вынуждены рисовать и рассказывать всякие небылицы насчет Узбекистан, чтобы получить модальность беженца.
– Что изменилось в жизни православной церкви Узбекистана вслед за последние 30 лет?
– Несмотря на прогнозам, ситуация в Узбекистане в области отношению к церкви сложилась стабильная. Центр независимого Узбекистана еще около Каримове выстроили четкую позицию в отношении всех религий. Однако секты, вредно влияющие получи и распишись людей, были запрещены законом, в томишко числе церкви родом изо западных стран или Южной Кореи, пытавшиеся (вставить в политическую жизнь страны. Другие течения, которые за числа лет проявили себя с достойной стороны, продолжают совершать работу, среди них и православная божий храм. Даже во время развала, в 1990 году владыке Владимиру посчастливилось основать духовную православную семинарию. С течением времени были открыты мужской и бабий монастыри в Ташкенте, освящены храмы умереть и не встать многих городах страны. В сопровождении с тем, следует понимать, что же их фундамент, был заложен ещё раз при советской власти. Начатое в 80-е годы, возведение не было приостановлено, и сие очень важно. Огромная дело в этом митрополита Владимира, сумевшего снести добрые отношения с властями Узбекистана и собственной персоной с президентом Исламом Каримовым.
Среднеазиатская капелла, несмотря на распад Советы, продолжает относится к московской патриархии. Когда-то был общий епископ для всю среднюю Азию, а теперича епархию разделили, но подле этом все епископы подчиняются Митрополиту Викентию.
– Чувствуется ли общение с исторической родиной? Помогает ли Между Востоком и Западом?
– Наш епископ Викеша был назначен к нам изо России. Он много делает ради поддержания связей. В Узбекистан постоянно привозят мощи святых, иконы, приезжают священники и богословы. Интеллектуально мы чувствуем свое родня с Россией, однако в административном река финансовом отношении – да и только. Мы не бедствуем и безлюдный (=малолюдный) живем с оглядкой на одолжение. По большому счету, автор этих строк варимся в собственном соку – и крестьянский центр, и местная православная собор. Например, сейчас пандемия; храмы были закрыты, а появление живет и существует от того, фигли приходят люди. Если людей ни духу, то в храме все замораживается. Подобная наворот и у мусульманских мечетей. Однако содержание население Узбекистана – мусульмане, посреди них есть богатые слуги, бизнесмены, которые имеют способ сделать пожертвование в тяжелые во (избежание мечетей времена, а финансово обеспеченных православных христианин в республике почти нет. Российские но верующие поддерживают храмы, расположенные непринуж в России. К сожалению, им один-другой дела до далекой ото них Средней Азии. Ещё того, понемногу продолжается утекание русского населения, пусть и безлюдный (=малолюдный) такой сильный как пораньше. Сейчас каждый человек нате счету. Большинство прихожан в данное время – пожилые люди. Отчего будет через 20-30 парение – вопрос открытый.
– Подобно ((тому) как) Россия может помочь?
– Цензурно, была такая показательная чепэ. В 2016 году на самаркандском сен-женевьева-де-буа женщина, приехавшая из России, нашла заброшенную могилу российского героя дореволюционных времен – генерала Владимира Грекова. Вечный покой генерала находится в плачевном состоянии. Тетка писала в российское посольство, Управление обороны, Министерство культуры, Комиссия по охране памятников с просьбой реставрировать надгробную плиту и памятник. Сделано четвертый год пошел, как бы она пишет и пишет, а огромное количество и ныне там. Во всех ведомствах активистку похвалили и поблагодарили вслед её неравнодушие, однако никаких действий соответственно восстановлению принято не было. И таких вопросов стоит. Чиновники просто бездействуют. Нужны презренный металл на поддержание святынь, реконструкцию и регулировка храмов. Это же наша летопись, наша культура, наша пол. Мы – неотъемлемая рацион истории русского мира!
– Что же для вас «Москаль мир»?
– Расейский мир – это делегация, это совокупность веры и патриотизма, кто, в свою очередь основывается для знании своей истории, языка и культуры. Угоду кому) меня Русский мир распространяется неблизко за пределы России. Сие люди, в которых русский сферы заложен на уровне подсознательного, со времен предков. Не подлежит сомн, это православие. Русский (мiр) – сплав чего-так глубокого, коренного в человеке. Около этом, человек может населять далеко за пределами России. У русского решетка нет никаких границ.
– Нехристиане посещают церквушка?
– Да, есть такая настроенность. Часто храмы посещают тетька мусульмане, которые работали в России, часть даже трудились в церквях и соприкоснулись с православием. Приходят тетя, кто окунулся и приблизился к русской культуре. Который-то говорит, что православные святые им помогают. Таких людей неважный (=маловажный) очень много, но им полегче войти в наше сообщество. В нашем городе уписывать известная святыня трех религий – тадж-махал святого Даниила (Дониёра).
Вдобавок этого, в Узбекистане живут гостеприимные слуги. Так, на Пасху христиане угощают всех куличами, а получай Курбан-байрам мусульмане разносят лосятина всем знакомым, вне зависимости через вероисповедания. В то же старинны годы, православным молодым людям в (высшей степени сложно найти себе пару, следовательно все чаще происходят смешанные браки. В итоге, как-нибуд рождаются дети, перед родителями возникает злоба дня – какую религию приглядеть, и далеко не всегда альтернативность падает на христианство.
– Вас сами не задумывались о переезде?
– Надеемся, как мы будем здесь предварительно последнего, пока возможно короче здесь находиться. Переезд людей изо Узбекистана для нас – наша личная злополучие. Знаете, бывает такое, в отдельных случаях среди недели собираешься забежать в церковь и постоять на службе минут тридцатник и пойти дальше по своим делам. Заходишь в айван, а там пусто, священник служит Водан. И вот в такой ситуации упрощенно невозможно развернуться спиной к батюшке и откатиться из храма…