Гeoргий Кoстaки – лeгeндaрнaя фигурa. Грeк пo прoисxoждeнию, oн рoдился и вырoс в Мoсквe. В 1930-x устрoился в вoдитeлeм в грeчeскoe пoсoльствo, a пoзжe – в бритaнскoe. Eму чaстo приxoдилoсь вoзить диплoмaтoв пo aнтиквaрным мaгaзинaм, пoстeпeннo Кoстaки и сaм стaл стрaстным сoбирaтeлeм. Oн кoллeкциoнирoвaл сaмoe рaзнoe искусствo – oт стaрыx мaстeрoв дo фaрфoрa, oт кoврoв дo икoн. Нo вeнцoм eгo кoллeкции стaли прoизвeдeния пeрвoй и втoрoй вoлны русскoгo aвaнгaрдa. Впрoчeм, eдинствeнным мaстeрoм, кoтoрoгo систeмaтичeски сoбирaл Кoстaки, стaл Aнaтoлий Звeрeв. Имeннo Кoстaки сoбрaл лучшиe вeщи xудoжникa, кoтoрый стoит oсoбнякoм в истoрии дальнейший половины ХХ века. Благодаря тому не случайно то, яко выставка «Выбор Костаки» открылась в музее имени Зверева. Открывает расчёт как раз фотография Костаки и Зверева.
Преддверие нами мечта Георгия Костаки, которая неизвестно зачем и была осуществлена – версия возможного, а не случившегося музея современного искусства в Москве. Начинается бьеннале с фотоальбома – рядом с крупным снимком Зверева и Костаки все жизнь собирателя. Детство, юность, юность… Вот он с матерью, которая происходила с обедневшей греческой дворянской семьи. Видишь с братьями и сестрой – в семье было четверо сыновей и дочеришка. Вот фото с мотоциклами – сие увлечение ему привил коломенская верста, заядлый гонщик. Вот (ситцевая (1 год) с Зинаидой Панфиловой, они поженились, как-нибуд Георгию было 19, и всю долгоденствие прожили вместе. У них родилось четверо детей. Во фото из посольства – Костаки в водительской кепке бок о бок с солидным дипломатическим авто. А подальше – бурная художественная жизнь. Самые известные художники того времени, которые получили славу многим попозже и отчасти благодаря Костаки.
фотомордочка: Мария Москвичева
Фотохроника жизни Георгия Костаки
Тут. Ant. там же в витрине несколько неочевидных вещей изо коллекции – три редкие иконы, которые сию минуту входят в собрание Музея Андрея Рублева (одна с них – времен Ивана Грозного), и до некоторой степени недетских игрушек (например, Микола II) из музея-заповедника Царицыно. Уезжая в 1970-х годах бери историческую родину в Грецию, Костаки подарил огромную глава своего собрания советским музеям. Большая отруби, около 900 работ, попали в Третьяковку, кое-кто разошлись по тематическим музеям.
– Завлекательно, что иконами Костаки увлекся еще после того, как начал скликать авангард, – рассказывает искусствовед, ученый сотрудник Музея Зверева Высокий Соловьев. – Возможно, именно благодаря тому что что увлекся авангардом, в котором глубокие сношения и переклички с традициями иконописи.
фотоснимок: Мария Москвичева
Иконы изо коллекции собирателя
Второй жилье уже посвящен самой знаменитой части коллекции Костаки – русского авангарду начатки ХХ века. Главные шедевры представлены получай огромном экране. Они появляются тут. Ant. там в виде анимационного фильма, созданного художником Платоном Инфанте, сыном того самого Франциско Инфанте, известного мастера и теоретика искусства. Картины оживают, части композиции кружатся в танце, образуя интересные параллели с разной эстетикой прошлого и нашего времени.
Тогда же представлено несколько редких работ, квалифицированная из которых сегодня входят в встреча Третьяковки. Одна из них – явление «Москва. Красная площадь» кисти Василия Кандинского. Эту плод трудов художник написал, вернувшись получай родину после долгой жизни следовать границей. В Москве он познакомился с Ниной Андреевой, ей о ту пору было 17, а художнику лещадь 50.
– Они познакомились по телефону, иным часом Кандинский позвонил своему знакомому, а трубку неумышленно вязла Нина. Ему понравился ее мурлыканье и он предложил встретиться. Их суп свидание случилось в Пушкинском музее, на которого Кандиснкий тогда создавал витражи. Помощью два месяца поженились. Серия лет прожили в Москве, а в 1921 году уехали в Берлин, – рассказывает Соловьев. – Какие-ведь картины остались у ее мамы Нины. Костаки есть ее в конце 1950-х, купил эту картину и договорился, что-что купит все остальные. Да тут случился казус – ему одобрили визу в (столица, а Костаки мечтал познакомиться с Ларионовым и Гончаровой, временно они еще живы, и понесся… В Париже симпатия заодно встретился с Ниной Кандинской, которая равно как тогда там жила. Симпатия рассказала, что очень хочет погостить на родине, и он устроил ей визу и поездку. Симпатия приехала и увезла из маминой квартиры постоянно картины. Костаки был в ужасе…
Костаки был беспримерно страстен в своем увлечение. Симпатия выискивал разными способами работы авангардистов, многие праздник, многое открыл. Среди его любимых художников – авангардистка Влечение Попова. Художник со сложной судьбой и своенравным характером. Попова родилась в семье богатого предпринимателя, любила в кайф и дорого одеваться, могла санкционировать учебу за границей, путешествия. В переломные революционные годы возлюбленная увлеклась супрематизмом и вошла в пресловутый кружок Малевича. Она одна с немногих, кто не боялся с ним диспутировать, сам Малевич побаивался ее независимого напористого нрава. В 1921 году Наклонность Попова вместе с Александром Родченко и Варварой Степановой организовала выставку «5х5=25», идеже пять художников представили точно по пять картин от каждого. Сообразно сути эта выставка стала началом конструктивизма. Держи ней были работы в манере живописной архитектонике: геометрические комплекция написаны в объеме, с оттенками, плавными переходами. Малевич но считал, что супрематизм – сие монохромный фон и элементы, четкая геометрия, прозрачный цвет. Одна из работ Поповой, написанной согласно принципам, противоречащим идеям Малевича, (как) будто раз представлена сегодня в Музее Зревева – сие «Живописная архитектоника. Красное с синим» (1918). Делать за скольких ее нашел Костаки в конце 1950-х – все приключение.
– Попова умерла в 37 парение. После революции у ее семье хана отобрали. В 1918 году симпатия вышла замуж за историка искусства, специалиста точно по древнерусской архитектуре Бориса задний план Эдинга. Начались голодные годы и они уехали в Ростов-папа-на-Дону, по дороге наездник умер, а Попова и их родом заболели тифом. Пришлось вернуться в Москву, идеже друзья устроили ее в ВХУТЕМАС. В 1924-м она и ее сыночек скончались от скарлатины. В общем получи и распишись ее долю выпали сложные испытания, а работы позднее разлетелись по разным местам. Эту картину Костаки ес у ее племянника в Звенигороде. Возлюбленный узнал, где тот живет, невзначай зашел в его сарай и обнаружил, который картины вставлены в оконные очки. Костаки, конечно же, после этого же все выкупил.
фотография: Мария Москвичева
Экспозиция нате третьем этаже музея
Едва за картиной каждого мастера имеет смысл история. Будь то Сашуня Древин, Аристарх Лентулов, Алёха Моргунов или Алелександра Экстер. А есть еще и третий жилье, где разместились произведения другой волны авангарда, художников-нонконформистов, современников Костаки. Сие Анталий Зверев, Игорь Вулох, Сашуня Яковлев, Игорь Шелковский, Петяй Беленок, Михаил Шемякин. Есть такие из них покупал сделано не Костаки, а его донюшка Алика, которая руководствовалась выбором отца. Отдельный вещи она когда-в таком случае увезла в Грецию, а теперь они с начала в Москве. Среди них, вот хоть, работа Игоря Макаревича «Воскресные вечера про любителей музыки» (1984). Текущий музыкальный инструмент с огромной красной фигурой, повернутой к зрителю обнаженной задом, красуется в центре экспозиции. Фитюлька смелая для своего времени, да у Костаки было особое нюх на хорошее искусство. В отдельных случаях он собирал свою коллекцию, редко кто понимали всю ее традиция, но спустя годы сие стало очевидно. Словом, микроверсия московского музея получилась сложной и разнообразной. Не без того, конечно, это только небольшая статья того, что можно отбарабанить о знаменитом коллекционере и его собрании.