В пeрeвoдчeскoй нoминaции нaгрaды удoстoилaсь Oльгa Сeдaкoвa — зa пeрeлoжeниe нa домостроевский язык «Фуги смeрти» гeниaльнoгo Пaуля Цeлaнa (oб ужaсax xoлoкoстa и eврeйскoм нaрoдe, пoднимaющeмся «в нeбo кaк дым», чтoбы oбрeсти вeчный пoкoй в «вoздушнoй мoгилe»). В критикe oбрaтилa нa сeбя внимaниe экспeртoв стaтья Ильи Кукулинa «Интeрнeт и гeтeрoxрoннoсть сoврeмeннoй русскoй поэзии». Вместе с тем 99% всех, кто проверял кадастр победителей, интересовало все а «Стихотворение года». А все с-за того, что 15 сентября в проскрипция ста текстов 2020-го попал лирический манифест «Моя вагина» Галины Рымбу. И было неясно: это уже живем в эпоху феминизма не то — не то будет еще хуже?
В таком разе же кураторы премии напомнили, почто художественные произведения часто становятся вызовом обществу и сразу испытанием для институций, участвующих в процессах преобразования искусства в культуру. «Моя вагина» — изобилующая физиологическими подробностями, ЛГБТ-элементами и утверждающая виртуальность погубить «это государство», олигархат и патриаршество вместе взятых, а также сократить политических заключенных — прозвучала вызовом. Таковой текст зацепил и получил скандальную огласка, но пока не на волос) понятно, что останется, на случай если отминусовать от него постыдность и то, что принято уничижительно (об)означать «повесточкой». Рымбу перевели для европейские языки, о ней и ее соратницах ровно по фемпоэзии щедро рассказал западной аудитории записи TIME. И вручение уехавшей по части политическим мотивам во Лемберг (!) поэтессе российской премии было бы перебором. Ровно говорят украинцы, «що занадто, в таком случае недобре» (что слишком — так нехорошо).
В итоге приз часть один присудили Марии Малиновской, после стихотворение, в котором упоминается знак белорусской оппозиции — «бело-рубиново-белый флаг». Это также в каком-то смысле объявление, но в нем политическая накладная — лишь фон для повествования. Начиная с флага, компилятор приходит к таким строкам:
ми пятнадцать
мы идем точно по грунтовой дороге
ты обрываешь с дерева
махонький белый цветок
и вставляешь ми в волосы
мое счастье должно (статься)
несоразмерно поступку
но в оный миг мне и правда наверно
что ничего прекраснее в отлучке
мне до сих пор к тому идет
что ничего прекраснее невыгодный было
и ты говоришь
равно как же тебе мало потребно
а я не понимаю этих слов
Приблизительно что те, кто жаловались в Малиновскую в соцсетях и добились удаления ее стихотворения, без- разглядели леса за деревьями. Курс здесь лишь наносный толщина. Однажды эпоха Лукашенко закончится, окаменеет так, что мы считаем актуальной историей — и останутся эстетика и художественность, о которой пел Шевчук делать за скольких о чем-то легком и недоступном. И получится, какими судьбами Малиновская отвечала критериям Мандельштама, разделявшего словесное творческая работа на разрешенное и написанное без участия разрешения.
Если исходить изо предпосылки, что «Поэзия» могла сделать помету только что-то прогрессивное и по какой причине выбор, собственно, был не идет в счет — или про права женщин, сиречь про революцию в Беларуси, — в таком случае победа Малиновской может сойти следовать разумный компромисс.
Помнится, рано ли «заварушка» в Белоруссии началась, рифмачка Ольга Брагина (она равно как попала в «лонг» премии «Поэзия»), создала экспромт о первой ночи «после Великой Отечественной, поздно ли в Минске рвались гранаты», идеже был призыв к Матери Божьей: «Вытащи осколки гранат с окровавленного тела, исцели рубцы». Нечего сказать, во время акций протеста в движение шли гранаты светошумовые, у которых заранее не может быть травмирующих осколков. А разве важны детали — другой раз есть такой мощный ссыльнополитический запрос, и его надо «отрабатывать».
А в конец отметим, что поэтесса Мака Лобанова сегодня перевела Рымбу сумму в 300 тысяч рублей в частном порядке, в качестве персональной премии. «Я приватно болела за «Мою вагину». Считаю, ровно данное стихотворение также адски очень крутое и достойно первого места», — объяснила особенный поступок Лобанова.