фoтo: pixabay.com
Прeждe СМИ рaспрoстрaнили дoстaтoчнo рeзкий пoсыл прeдсeдaтeля сoвeтa Пaвлa Пoжигaйлo, пoчти из сeрии «выгнaть иx всex», oднaкo г-н Пoжигaйлo в рaзгoвoрe с «МК» больше настаивает на дискуссии на заданную тему, чем на мгновенном законодательном «ломании дров»:
— К счастью, мы сохранили производство цирковых программ высокого уровня и должны защитить наши цирки внутри своей страны. Потому что приезд зарубежных шапито невысокого уровня обходится куда дешевле регионам, но эта дешевизна наносит серьезный ущерб качеству и репутации. Или артисты, прошедшие выучку в наших цирковых школах, в большом количестве пополняют западные и азиатские цирки. В условиях санкций мы защитили наше сельское хозяйство, огурцы и кабачки, и получили мощный эффект; так почему бы не подумать и о защите культурной области? Простым запретом здесь бороться нельзя, а нужно в новой цирковой концепции защитить наш рынок.
Против поспешных и резких шагов в этом вопросе и Эдгард Запашный, директор Большого московского цирка:
— Я бы не хотел, чтобы кто-то воспринимал это как запретительную меру. Сегодня идет разговор только об ограничениях. И я рад, что инициатива проистекает не от циркового сообщества, а от Общественного совета при Минкульте, что говорит о том, что есть заинтересованность в помощи российскому цирку. Что касается канадского цирка, то замечу, что он на нашем рынке чувствует себя более чем комфортно и те условия, в которых они работают, несопоставимы с условиями, в которых работаем мы. Скажем, в регионах они существуют на льготных условиях, там им предоставляют и рекламные пространства, и льготы по проживанию артистов, транспорту, по аренде земли. Конечно, это все вызывает удивление и раздражение — не только у нас, но и у публики, которая видит обилие спонсоров-миллиардеров из числа крупных российских компаний на афишах канадского цирка, хотя при этом эти спонсоры не были замечены в помощи российским цирковым коллективам. Это мы обязаны регулировать. Мало кто отмечает, что на территории РФ работает большое количество иностранных цирков, прежде всего шапито. Из Украины, Казахстана, других стран. Причем они часто пользуются нашими недоработками по надзору, используя имена раскрученных цирковых брендов — таких как Цирк Никулина или Большой московский цирк на Вернадского. Я недавно был на представлении, как было сказано на афише, «Египетского цирка», только 80% там — это артисты из Казахстана. Вот отсутствие контроля приводит к существованию этого беспредела на рынке.