Вoлнeния зa культурнoe нaслeдиe стрaны связaны с прeцeдeнтoм 20-лeтнeй дaвнoсти, кoгдa тaлибы взoрвaли двe высeчeнныx в скaлe стaтуи Будды в прoвинции Бaмиaн, кoтoрыe считaлись сaмыми высoкими в мирe скульптурaми бoжeствa. Oднaкo, дaжe eсли тeпeрь oбoйдeтся бeз вaрвaрствa пo oтнoшeнию к aрxeoлoгичeским oбъeктaм сo стoрoны тaлибoв, культурным пaмятникaм всe рaвнo нe пoзaвидуeшь.
20 полет назад эта история потрясла (мiр). Статуи, вырезанные в скале в афганской долине Бамиан в VI веке, талибы уничтожали отнюдь не в порыве агрессии, это был сознательный и трудоемкий акт вандализма. По первости террористы обстреляли памятники изо артиллерийского оружия, а потом подключили инженеров, с целью не оставить камня получай камне после себя. Учреждатель движения «Талибан» Служитель Омара издал указ «В рамках борьбы с идолопоклонством» об уничтожении всех скульптур для территории Афганистана. В исламе статуя бога в антропоморфном образе, эластично говоря, не приветствуется, и борьбу с культурой прошлого положили получи религиозную основу. Но многие уверены, отчего за религиозным обоснованием кроется чистая курс: мы на своей земле можем учинять все, что хотим. А погодя несколько лет другая пен-клуб, признанная в России террористической, ИГ поставила эрозия памятников культуры на наводнение, и систематическая «война с историей» стала быть (подобным спланированную кампанию.
Мировому культурному сообществу аминь сложно следить за тем, как будто происходит с историческим наследием Афганистана: последние полсотни археологические раскопки там проводятся эпизодично по понятным причинам. Чай интерес к древней культуре неважный (=маловажный) угасает, а на черном рынке постоянно всплывают афганские памятники.
– Место Афганистана представляет собой беда большой интерес для археологии, – говорит «МК» мастер на все руки по археологии и истории искусства Средней Азии, экс-управляющий Музея Рерихов, ныне возглавивший Коммунальный музей искусств имени И.В. Савицкого в Узбекистане Тигран Мкртычев. – Сие было место пересечения самых разных культурных традиций Востока и Запада. Афган находился в центре Шелкового пути. Бери территории Афганистана существовали величайшие империи древности, через которых осталось большое часть самых разных археологических памятников. В этом отношении Афган всегда представлялся клондайком. Археологическое прослеживание территории страны началось с середины ХIХ века. В ХХ веке начальствование в археологических исследованиях в Афганистане перешло к французам. В конце 1960 – начале 1970-х годов к французским археологам присоединились советские. Позднее какое-то время работали Витяся Сарианиди, Ирина Кругликова, Борюня Литвинский и ряд других величин. Сарианиди открыл знаменитое Бактрийское золотишко, которое представляет собой недюжинный феномен соединения эллинистического и кочевнического искусства.
Вскрытие Бактрийского золота в 1978 году, упомянутая историком искусства, стала одним изо самых дорогих и крупных кладов планеты. Симпатия поставила имя Виктор Сарианиди в Водан ряд с Генрихом Шлиманом, открывшим Трою, и Говардом Картером, нашедшим гробницу Тутанхамона. Лишь было найдено около 20 тыс. золотых предметов, датирующихся рубежом нашей эры. А в 1992 году талибы пришли к центр и пытались отыскать сокровища, а безуспешно. Виктор Сарианиди в те поры рассказывал, что, чтобы утаить золото, для талибов придумали сказочку: «Тырли-мырли, было пять человек и число ключей, все эти пятеро человек разъехались по миру, а сейфы с золотом разрешается открыть, только когда аминь пятеро соберутся вместе…». Богатства действительно спрятали, только малограмотный в том месте, где думали талибы. Клад обнаружилось лишь в начале 2000-х годов – в подвале президентского дворца.
– Как нарочно, что Бактрийское золото, которое открыл свой археолог, так и не было показано в России, – продолжает Мкртычев. – Были выставки в Лондоне и Нью-Йорке, я видел его в Америке. Не раздумывая оно в Кабульском музее. Большим потрясением в целях археологии Афганистана стала гражданская партизанщина. В это время никаких раскопок без- велось. Тогда Бактрийское блеск считалось потерянным, позже его нашли невредимым. Временами наступило относительное затишье потом 2011 года, раскопки были возобновлены. В частности, копали артефакт Мес Айнак, который расположен сверху территории древнего рудника. Китайские горнодобывающие компании выделили червонцы на изучение этого памятника. Исследования дали тетанический материал, такой обширный, яко в Кабульском музее пришлось отгрохать дополнительное хранилище. Продолжение проведения археологических работ в Афганистане представляет из себя большой интерес. И конечно а, памятники археологии в опасности, в силу того что что местные жители счета лет занимаются грабительскими раскопками. А находки продают черном рынке.