Как художников незаконно выселяют из мастерских: прокуратура и не слышала


фoтo: Нaтaлья Мущинкинa

В зaлe oкoлo трex дeсяткoв дeпутaтoв, xудoжникoв, скульптoрoв, прeдстaвитeлeй мoскoвскиx твoрчeскиx сoюзoв… Oни утвeрждaют, чтo высeлeниe дeятeлeй искусств в пoслeднee врeмя стало системным. Из 4000 официальных мастерских, которые насчитывались в столице к началу 1990-х годов, осталось чуть более 2800. При этом больше половины помещений не обладает юридическим статусом, хотя они и были построены еще в советские времена на средства творческих союзов и официально переданы художникам.

— В 2014 году правительство Москвы признало утратившим силу свое постановление «О реализации Указа Президента Российской Федерации от 12.11.93 г. №1904 «О дополнительных мерах государственной поддержки культуры и искусства Российской Федерации», — заявил депутат Мосгордумы Николай Зубрилин (фракция «КПРФ»), — которое определяло статус творческой мастерской и защищало творческую деятельность художников. Как итог — последовала цепочка действий по изъятию творческих мастерских.

На что отозвался архитектор Вячеслав Ванеев: «Мастерские художников сегодня опечатываются вместе с имуществом. Дается срок и телефонный номер, на звонки по которому никто не отвечает. После истечения указанного срока вещи художника, то есть вся его жизнь, должны лететь на помойку, поскольку дверь в мастерскую никто ему больше не открывает, а сама она охраняется вневедомственной охраной. При этом никто даже не утруждает себя обратиться в суд с иском о выселении. В большинстве случаев художники и скульпторы пользуются творческими мастерскими на основании официальных действующих договоров, заключенных с Московским союзом художников. Как организация он не ликвидирован, продолжает свою деятельность, уведомлений о расторжении договоров художники не получали. Но любое проникновение в мастерскую без соответствующего судебного решения, без согласия законного пользователя является незаконным и уголовно наказуемым».

Участники «круглого стола» привели в пример историю мастерских, расположенных в доме по адресу: Сретенский бульвар, 6/2, стр. 1. Этот доходный дом в начале ХХ века специально построили для нужд Училища живописи, ваяния и зодчества в Москве, и в середине 1960-х годов МОСХ выделил его чердачные помещения под мастерские художников. Сегодня лакомое здание в самом центре Москвы превратилось в место постоянной борьбы: художникам регулярно обрезают коммуникации, спиливают замки, устанавливают без их ведома входные железные двери…

— Моя мастерская в центре — лакомый кусочек для ТСЖ, — признается художник Алексей Алексеев. — В этом здании несколько помещений, выделенных под мастерские. Так из них все чаще выгоняются художники, а на месте наших мастерских образуются помещения не по назначению, то есть какие-то коммерческие организации. Вставлены новые двери, ключи нам не даны. И часто день начинается с того, что мы не знаем, сможем попасть на рабочее место или нет. Приходишь, а у тебя взломана дверь в мастерскую. А потом еще и спрашивают: «А неужели ваши картины стоят денег?» Простите, это какое имеет отношение к делу? У художников есть все документы на мастерские, но беззаконность и безнаказанность все равно происходят.

Скульптор Михаил Полокоцкий поделился более абсурдной историей: «Бывает такое, что мастерскую выставляют вместе с художником на торги! В 2015 году меня и нескольких моих коллег выставили на торги вместе с нашими мастерскими, хотя у всех нас имеются договоры безвозмездного пользования на 25 лет. Мы еле-еле отбились. И странно, что в этой ситуации единственное, что нам помогло, — администрация президента. Выходит, что только президент может нам помочь?»

Однако сотрудница прокуратуры Яна Каковкина опровергла все неправомерные действия со стороны закона. И объяснила происходящее тем, что у художников не все, так сказать, в порядке с документами. Якобы за 10 лет работы она еще ни разу не видела заявления художников в прокуратору по таким вопросам.

— Все говорит о том, что в ситуации вокруг творческих мастерских художников в Москве существует правовой пробел, — говорит вице-президент Товарищества свободных художников России по правовым вопросам Константин Марков. — Закрыть его можно только приняв соответствующий закон. По этому пути уже пошли Амурская область, Башкортостан, Санкт-Петербург. Теперь там коллизий, подобных московским, не возникает. Две с лишним тысячи мастерских — не тот вопрос, который Москва не в состоянии решить. Тем более что художники не держатся за площади, которые волею судеб оказались в ныне престижных районах города, они согласны переехать в другие помещения, которые им предоставит город. Мосгордуме, органам исполнительной власти совместно со столичными творческими союзами необходимо заняться разработкой соответствующего законопроекта, а до тех пор наложить мораторий на все «выселения».

— Творческая мастерская для художника или скульптора — это не какая-то прихоть, это его естественное и единственное рабочее место, — резюмирует Николай Зубрилин. — В обычной квартире невозможно ни рисовать картины, ни создавать скульптуры. Лишая этих людей мастерских, мы фактически налагаем на них запрет заниматься своей профессией».

Both comments and pings are currently closed.

Comments are closed.