фoтo: Нaтaлья Мущинкинa
В зaлe oкoлo трex дeсяткoв дeпутaтoв, xудoжникoв, скульптoрoв, прeдстaвитeлeй мoскoвскиx твoрчeскиx сoюзoв… Oни утвeрждaют, чтo высeлeниe дeятeлeй искусств в пoслeднee врeмя стало системным. Из 4000 официальных мастерских, которые насчитывались в столице к началу 1990-х годов, осталось чуть более 2800. При этом больше половины помещений не обладает юридическим статусом, хотя они и были построены еще в советские времена на средства творческих союзов и официально переданы художникам.
— В 2014 году правительство Москвы признало утратившим силу свое постановление «О реализации Указа Президента Российской Федерации от 12.11.93 г. №1904 «О дополнительных мерах государственной поддержки культуры и искусства Российской Федерации», — заявил депутат Мосгордумы Николай Зубрилин (фракция «КПРФ»), — которое определяло статус творческой мастерской и защищало творческую деятельность художников. Как итог — последовала цепочка действий по изъятию творческих мастерских.
На что отозвался архитектор Вячеслав Ванеев: «Мастерские художников сегодня опечатываются вместе с имуществом. Дается срок и телефонный номер, на звонки по которому никто не отвечает. После истечения указанного срока вещи художника, то есть вся его жизнь, должны лететь на помойку, поскольку дверь в мастерскую никто ему больше не открывает, а сама она охраняется вневедомственной охраной. При этом никто даже не утруждает себя обратиться в суд с иском о выселении. В большинстве случаев художники и скульпторы пользуются творческими мастерскими на основании официальных действующих договоров, заключенных с Московским союзом художников. Как организация он не ликвидирован, продолжает свою деятельность, уведомлений о расторжении договоров художники не получали. Но любое проникновение в мастерскую без соответствующего судебного решения, без согласия законного пользователя является незаконным и уголовно наказуемым».
Участники «круглого стола» привели в пример историю мастерских, расположенных в доме по адресу: Сретенский бульвар, 6/2, стр. 1. Этот доходный дом в начале ХХ века специально построили для нужд Училища живописи, ваяния и зодчества в Москве, и в середине 1960-х годов МОСХ выделил его чердачные помещения под мастерские художников. Сегодня лакомое здание в самом центре Москвы превратилось в место постоянной борьбы: художникам регулярно обрезают коммуникации, спиливают замки, устанавливают без их ведома входные железные двери…
— Моя мастерская в центре — лакомый кусочек для ТСЖ, — признается художник Алексей Алексеев. — В этом здании несколько помещений, выделенных под мастерские. Так из них все чаще выгоняются художники, а на месте наших мастерских образуются помещения не по назначению, то есть какие-то коммерческие организации. Вставлены новые двери, ключи нам не даны. И часто день начинается с того, что мы не знаем, сможем попасть на рабочее место или нет. Приходишь, а у тебя взломана дверь в мастерскую. А потом еще и спрашивают: «А неужели ваши картины стоят денег?» Простите, это какое имеет отношение к делу? У художников есть все документы на мастерские, но беззаконность и безнаказанность все равно происходят.
Скульптор Михаил Полокоцкий поделился более абсурдной историей: «Бывает такое, что мастерскую выставляют вместе с художником на торги! В 2015 году меня и нескольких моих коллег выставили на торги вместе с нашими мастерскими, хотя у всех нас имеются договоры безвозмездного пользования на 25 лет. Мы еле-еле отбились. И странно, что в этой ситуации единственное, что нам помогло, — администрация президента. Выходит, что только президент может нам помочь?»
Однако сотрудница прокуратуры Яна Каковкина опровергла все неправомерные действия со стороны закона. И объяснила происходящее тем, что у художников не все, так сказать, в порядке с документами. Якобы за 10 лет работы она еще ни разу не видела заявления художников в прокуратору по таким вопросам.
— Все говорит о том, что в ситуации вокруг творческих мастерских художников в Москве существует правовой пробел, — говорит вице-президент Товарищества свободных художников России по правовым вопросам Константин Марков. — Закрыть его можно только приняв соответствующий закон. По этому пути уже пошли Амурская область, Башкортостан, Санкт-Петербург. Теперь там коллизий, подобных московским, не возникает. Две с лишним тысячи мастерских — не тот вопрос, который Москва не в состоянии решить. Тем более что художники не держатся за площади, которые волею судеб оказались в ныне престижных районах города, они согласны переехать в другие помещения, которые им предоставит город. Мосгордуме, органам исполнительной власти совместно со столичными творческими союзами необходимо заняться разработкой соответствующего законопроекта, а до тех пор наложить мораторий на все «выселения».
— Творческая мастерская для художника или скульптора — это не какая-то прихоть, это его естественное и единственное рабочее место, — резюмирует Николай Зубрилин. — В обычной квартире невозможно ни рисовать картины, ни создавать скульптуры. Лишая этих людей мастерских, мы фактически налагаем на них запрет заниматься своей профессией».