Aвдoтья Смирнoвa нaписaлa сцeнaрий сoвмeстнo с Aннoй Пaрмaс, снимaлa в трex стрaнax. Зaдeйствoвaнo былo 340 oбъeктoв, 364 гoвoрящиx пeрсoнaжa, вoсьмитысячнaя мaссoвкa. Врeмeннoй oxвaт – с 1915 гoдa дo нaчaлa 1950-x. Прoeкт мaсштaбный и слoжный.
«Зa сим стoит пoлгoдa пoдгoтoвитeльнoгo пeриoдa, пoлугoдoвoй съeмoчный пeриoд с 1 июня пo 2 дeкaбря, дeсять мeсяцeв мoнтaжa. Чeтырe мeсяцa прoдoлжaлся пoст-прoдaкшн, – рaсскaзывaeт Aвдoтья Смирнoвa. – Никoгдa нe знaeшь дo кoнцa, чтo у тeбя пoлучилoсь. Я рaбoтaлa нa прeдeлe свoиx вoзмoжнoстeй, a инoгдa и зa иx прeдeлaми. Блaгoдaря Вeртинскoму я пoнялa, кaкaя у мeня физичeски тяжeлaя рaбoтa. 12-чaсoвoй рaбoчий дeнь, шeстиднeвнaя рaбoчaя нeдeля, съeмoчнaя группa – 140 чeлoвeк.
Сцeну, кoгдa Вeртинский впeрвыe прoвoжaeт Рaлю дo пaнсиoнa, пишущий эти строки снимaли нoчью в Будaпeштe, a идущую к гильoтинe тoлпу – утрoм. Нoчнaя смeнa нaчaлaсь в 2 чaсa нoчи и зaкaнчилaсь в 9 утрa. A в 14 чaсoв ты да я пoлeтeли в Пeтeрбург, чтoбы вeчeрoм отстегнуть нoмeр Мaрлeн Дитриx изо шeстoй бeрлинскoй сeрии. Нaс пускaли в oтeль тoлькo в этoт дeнь и эту нoчь. Ты да я пoлучили бaгaж, a этo 50 чeмoдaнoв с кoстюмaми, зaгрузили мерцание, поехали в гостиницу, где снимали с 9 часов вечера поперед 9-ти утра».
Авдотья утратила страсть к интервью. У нее сложные, чисто ей кажется, отношения с критиками. Возлюбленная ушла из соцсетей, и тому жрать причины.
«Если я напишу в соцсетях, словно сегодня суббота, такое-ведь число, то максимум незаинтересованный комментарий будет таким: «Когда уж тебя с твоим мужем повесят в березе?», – говорит Авдотья. – Далеко не сняв ни кадра, могу выболтать, что напишет критика. Симпатия напишет, что при ее-так деньгах еще бы ей далеко не снимать, она снимает сверху наши деньги, потому который им все можно, что-нибудь все очень плохо сыграно и велеречиво срежиссированно».
После презентационного показа двух серий в большом экране, Авдотья Смирнова рассказала нам, сиречь снимался ее фильм.
«Вертинский» начался с Анастасии Вертинской
– Я была в растерянности, безлюдный (=малолюдный) понимала про что сбрасывать, знала только, что невыгодный хочу про современность, с которой перестала подобный, – рассказывает Авдотья Смирнова. – И тута позвонил Константин Эрнст, сказал, ровно есть идея Анастасии Вертинской, будто пробовали других авторов, а сошлись на моей кандидатуре.
Насчет Вертинского я, конечно, знала, потому что историей эмиграции занимаюсь бездна лет, была автором сценариев «Мания Жизели» и «Дневник его жены». Наша сестра с моей подругой Аней Пармас начали сопеть над чем и первые восемь-девять месяцев разбирались в документах.
В интернете идут бурные дискуссии до поводу того, что в мемуарах Вертинского многое круглый не так, как у нас в фильме. Честно, в его мемуарах, написанных по прошествии возвращения в Советский Союз, многое мало-: неграмотный так. Мы сочиняли схема, и нас поджидали неожиданности. Алекса Николаевич какие-то бебехи, возможно, не помнил, о каких-ведь предпочитал молчать.
Когда да мы с тобой сочиняли шестую серию, и Вертинский у нас в находился в Париже в 1933-ом году, позвонил свой консультант, историк эмиграции Иванка Никитич Толстой и сказал: «У меня во (избежание вас неприятная новость. В 1933 году, рано ли Гитлер стал рейхсканцлером, Сахно Николаевич жил в Берлине». А в мемуарах написано, как будто он просто приехал в Берлин сделать в долг пластинку на фирме «Патефон». Для самом деле он немного погодя жил, у него даже было свое ресторан. Нам пришлось все записывать.
Анастасия Вертинская была одиночно толерантным и вдумчивым консультантом. Возлюбленная прочитала сценарий. Как к нему отнеслась? Сие, простите, мои личные записки, которыми я не хочу распадаться, чтобы не было двусмысленности.
Симпатия отнеслась максимально лестно чтобы авторов. Мы ей показали всё кастинг. Анастасию Александровну волновало, кто такой сыграет ее родителей. Увидев Алексея Филимонова, возлюбленная сказала: «Как похож нате Степу в юности» (на ее сына и внука Ася Николаевича — Авт.). Смотря на Анну Мишину, сыгравшую ее маму, симпатия сказала: «Какая итальянистая. Маме бы понравилась». Настяха Александровна пустила нас в картотека Вертинского в РГАЛИ, куда ни слуху доступа без санкции семьи, показала мемориальные барахло.
Наша сестра долго не могли сложить, про что будем освобождать. Да, у Вертинского была бурная и удачливая оживление. Он стал свидетелем огромного количества катастроф, только ничего по настоящему страшного, какими судьбами могло случиться с человеком XX века, с ним безвыгодный произошло. Не посадили, безвыгодный расстреляли. Когда подходишь с профессиональной точки зрения к этому, ведь непонятно, из чего создавать драматургию.
Мы долго нарезали окружение, пока не поняли, что же секрет Вертинского в том, почему сегодня называют словом «эмпатия», в его необыкновенной доброте, данные не судить других людей. Получи и распишись его венчании и свадьбе были совершенно – цирковые карлики, цыгане, баргерлз, дансгерлз, оттого-то что он обладал волшебным бескорыстно не судить, свойственным чуть одному сословию – богеме.
Осознавая себя грешным сословием, симпатия не считает себя имеет право судить других, может отдать взад последнюю рубашку каторжнику, вору, вследствие этого, что все люди. Точию обывательская тупость позволяют критиковать всех, решать, кто срамный, а кого надо давно дать место. В Вертинском этого не было. Пишущий эти строки за это зацепились, и из чего можно заключить понятно, про что передавать.
На труппу парижских карликов денег бы малограмотный хватило
– Бывает, что в Вотан съемочный день снимаешь что-что-то из первой, третьей, шестой и восьмой серий, – рассказывает Авдотья Смирнова. – Часом сценарий обрастает художественной плотью, возникают дополнительные смыслы, привнесенные артистами. Я люблю нисколечко всех актеров, которых выбрала.
Были радостные сюрпризы. На выдержку, Алена Бабенко в третьей серии. Ее гильгамеш Елена Павлова не была центральным персонажем, а Алена привнесла в нее чудесные месяцы. В седьмой серии есть Буби, которую играет Катя Вилкова. Партия второго плана, но чудесная.
В четвертой серии роковую красавицу Ралю играет моя подружка Катя Щеглова. Возлюбленная – не актриса, а художница, бесподобный станковый живописец. Катя была художником-постановщиком для картине «Ученик» Кирилла Серебренникова, и сие очень яркая работа. Помню, пришла к ней и сказала: «Мне нужно, в надежде ты сыграла». «Ты ума сошла? Что за охота тебе это нужно? Я но не артистка, – ответила Катя. Однако мне нужны были лица со следами сложной духовной жизни.
У нас в каждой серии своя цветовая палитра и стилистика. Третья серия – плутовской Ромуля, четвертая – криминальный нуар, пятая – мелодрама депрессии, шестая – кабаре, вызывающая ассоциации с немецким экспрессионизмом.
В шестой серии – сумасшедшие декорации ар деко, каких в русском киношка никогда не было. В русском кинематография только два фильма с ар деко. Сие «Строгий юноша» Абрама Роома 1935 лета, запрещенный и положенный на полку, и «Прорва» Ивана Дыховичного. Ми интересны были красавицы, шмотье, реквизит.
Мы снимали историю XX века глазами клоуна. Центром кабаретной культуры был брехтовский Берлин конца 1920-основы 1930-х. Даже не Мекка) (мировой) моды. Моя художница по женскому костюму Светуня Тегин показывала мне немецких кабаретных артистов. У нее кушать фантастическая приятельница в Берлине, огнеглотательница, совмещающая стендап, конферанс, экстравагантные трюки. Симпатия знала потрясающую труппу парижских карликов, а у нас бы денег получай них не хватило.
Мало-: неграмотный был агентом НКВД, да был агентом влияния
– (языко я могу рассказать историю Казановы, а Вертинский был истый Казанова, и показать, что дьявол только держал женщин вслед руку и читал им стишки? Как исторический Казанова дьявол не просто любил женщин, однако понимал их, поэтому ни одна изо них не оставила о нем дурных воспоминаний. У него было бесчисленное добыча любовных историй.
На стриминговой платформе снедать возможность рассказать историю о певчей птице, вольном художнике, изобразить его таким, каким я его себя воображаю, каким он предстает кайфовый многих воспоминаниях. А не таким, каким его определил педагогичный комитет домкома N 17 сообразно улице Ленина города Правдолюбинска с председателем комитета Валентиной Николаевной Петровой и ее представлениями о книжка, чему должен учить экран молодежь.
Вертинский не был агентом НКВД, а он был агентом влияния, большевизантом, якобы говорили в эмигрантском Париже. Известное дело, какие-то взаимоотношения со спецслужбами Советского Союза у него были. Ми важно было проговорить эту тему.
Автор этих строк предприняли изыскания и не нашли свидетельств того, фигли он повинен в чьих-в таком случае поломанных судьбах. Вертинский был человеком гибким, в нежели-то лукавым, удачливо ловким, хотя не был хитрым и способным держи двойную игру. Представить его в качестве реального агента бешено. Большевики, конечно, экстравагантные (человеческое, но идиотами они определённо не были.
Михаил Трухин сыграл третьего секретаря советского полпредства в Берлине. Сие собирательный образ старого большевика, подпольщика, скрывавшегося ото царской полиции. У него пузатая жизнь. Он не попал бери каторгу просто потому, что такое? не попался, стал профессиональным разведчиком.
Единственное, о нежели я жалею, что не сообразила представить его в седьмой серии в лагерной толпе. Сие слишком поздно пришло ми в голову. Почти всех, кто такой служил советской стране из-за границей, в определенный момент отзывали, арестовывали, расстреливали то есть (т. е.) отправляли в лагеря. Для людей, знающих историю советской дипломатии, сие можно и не проговаривать. Обстоятельство известный. Возьмите список любого советского посольства 1933 возраст и проследите судьбы. Я не говорю, ровно у всех они были такими, да огромное количество людей проживало не иначе такую биографию.
«Слоновий вальс»
– Помимо песен самого Вертинского, автором музыки к фильму стал сочинитель, первый фронтмен и один с создателей группы «Ленинград» Гуля Вдовин. Впервые он появился в синема в картине «Богиня: Как я полюбила» Ренаты Литвиновой. Искони хотела с ним поработать, и сие наша первая совместная изделие, которой мы наслаждались.
У меня лопать любимая тема, возникающая закачаешься второй серии как любовная. В четвертой серии симпатия сопровождает эротическую сцену, а в восьмой вырастает в итоговый. Ant. начальный вальс. Это одна и та а тема, но она после-разному аранжирована. Мы с Игорем называем ее «Слоновий вальс». Благодаря этому? Не могу объяснить.
Я его специально сделали маленько тяжеловесным. Он имитирует советскую киномузыку 1940-50-х годов. Я много играли с временной стилистикой, у нас снедать сознательные анахронизмы. В ночной сцене, идеже Вертинский провожает Ралю, важно тема саксофона. Она побольше поздняя по времени, так это сделано сознательно. Пишущий эти строки стилизовали музыку под французское кинематография 1960-х.
Исполнитель роли Вертинского Лёля Филимонов поет сам. Сие наше совместное решение. Леша сказал, почему 12 лет не пел, (вследствие несколько месяцев занимался с педагогом. Автор этих строк записывали песни еще задолго. Ant. с финальной версии, перед съемками, дай вам запускать фонограмму, под которую Леша был в силах бы синхронно петь. Получи и распишись запись он пришел в трениках, закурил, и мои звукорежиссер Лев Ежов, увидев его, сказал: «Да!»
Я успела увезти Лешу Филимонова – в ватнике и трениках – к великому театроведу Вадиму Моисеевичу Гаевскому вскоре до его смерти. Симпатия – автор знаменитой книги «Дивертисмент», запрещенной близ советской власти, хотя возлюбленная о балете. Вадим Моисеевич бывал бери концертах Вертинского, общался с Марлен Дитрих, как-нибуд она приезжала в Советский Узы. Мы проговорили с ним один-два часов.