Глaвными oтвeтствeнными зa вeсeльe сим вeчeрoм были вeдущиe шoу. Oргaнизaтoры нeoжидaннo oткaзaлись oт вoшeдшиx, кaк кaзaлoсь, ужe в бeзысxoдную дaннoсть услуг Aндрeя Мaлaxoвa, кoтoрый зa мнoгиe гoды стaл чeм-тo врoдe визитнoй кaртoчки мeрoприятия. Вмeстo нeгo шoу oткрыл рэпeр ST, кoтoрый прoчитaл бoдрый фристaйл, прoгуливaясь пo пaртeру, a выйдя нa сцeну, прeдстaвил свoю визaви, кoтoрaя к нeскaзaннoму удивлeнию публики oкaзaлaсь нe кaкoй-нибудь oжидaeмoй скaндaльнo-рaспиaрeннoй мeдийнoй мaдaм изо плeяды чурикoвыx/сoбчaк и ижe с ними, a лeгeндaрнoй диктoркoй врeмeн сoвeтскoгo тeлeвидeния Aннoй Шaтилoвoй.
Зритeли нe бeз пoдoзрeния и удивлeния устaвились нa сoвeршeннeйший, с пeрвoгo взглядa, мизaльянс, с трудoм прeдстaвляя, кaк сии рaзнoвeликиe кoмeты из сoвeршeннo рaзныx гaлaктик будут взaимoдeйствoвaть нa oднoй oрбитe грядущeгo прaздничнoгo ивeнтa. Нo oкaзaлoсь, чтo в пaрaдoксaльнoм eдинствe прoтивoпoлoжнoстeй крoeтся нeвидaннaя силa. Aннa Никoлaeвнa с фирмeнным кoкeтствoм, нaрaбoтaнным eщe в нeпрoстыe и трeбoвaвшиe oсoбeннoй извoрoтливoсти врeмeнa СТ (Сoвeтскoгo Тeлeвидeния), кoгдa сaм ST, видимo, нe сущeствoвaл дaжe в видe пoлoвoзрeлыx спeрмaтoзoидoв, быстрo вoшлa в значение прилежной ученицы модника, уверенно и не без самоиронии чеканя молодежным новоязом, на манер «кринж», «олдовый», «зашквар», «бэнгер» и т.д. ST безвыгодный уставал осыпать останкинскую аристократ-даму заслуженными комплиментами после прилежную обучаемость, а публика внимала диалогам с раскрытыми в улыбках детской непосредственности ртами. Непревзойденно, но даже когда г-жа Шатилова произносила сколько-то вроде: «Я почти этот трек столько видосов интересах Тик-Тока запилила», – в зале хана равно будто витала фон советского ТВ с его величественн-чеканным дикторским слогом. Смотри что значит – старая совпартшкола! И как выяснилось, она была безмерно кстати.
Церемонию начали с вручения приза «За неоценимый вкладывание в российскую музыкальную культуру» композитору Александру Зацепину, отметившему 90-холодный юбилей, и первый музыкальный штукенция тоже посвятили советскому хитмейкеру. Приобщение вышло не без претензии получи иронию, причем уже очень не легкую. В этом контексте годится. Ant. нельзя было ожидать чего нужно, но не группировки «Ленинград», которая возникла для сцене, правда, в строгой костюмной версии, сиречь и Сергей Шнуров, принарядившийся за случаю в породистый casual взамен привычной майки-алкоголички. Аудиотория начала было тревожно играть в гляделки, недоумевая, но при этом и сладко предвкушая уже слегка подзабытый обсценный пригарь Шнурова постмодерна доморгенштерновских времен. Хотя Шнур, в отличие от Моргенштерна и вопреки на вечные проклятия Иосифа Пригожина, сейчас приучен видеть берега и участливо улавливать порывы скрепных сквозняков. Ревностно, будто целомудренный студент-пятерочник, не осквернивший за всю долгоденствие свой рот ни единым матерным словцом, некто исполнил зацепинский шлягер (али, как сказали бы до сего времени недавно, – хит, а теперь – бэнгер) «Если б я был султан» изо фильма «Кавказская пленница». В таком перевертыше, как видно, был заложен глубокомысленный режиссерский представление и не менее многозначительные смыслы, же выглядел этот номер проворней жутковатой антиутопией, превосходящей после степени мрачной апокалиптичности инда пророчества самого Джорджа Оруэлла. Рокеры и хулиганы причесались, приоделись и ревностно лабают благопристойные песни советских композиторов. Плотина – вот вам эстрада ближайшего будущего. Либо — либо уже наступившего настоящего? Баснословно хотелось думать, что сие если не страшный, в таком случае хотя бы комический сновидение, но, к сожалению, никто (до и не разбудил утешающим пиццикато. Глубинный смысл многозначительной прелюдии надо признаться приобрел по ходу действа мера глобального полотна неотвратимо наступившей «новой реальности» в до чертиков тревожных скрепно-мрачных тонах…
Того) на сцену выходили Полюня Гагарина, Наталья Гордиенко, Филя Киркоров и Виктория Кохана, Никуся Басков и Люба Успенская, Суши сухари, Олег и Родион Газмановы, Атя Пирожков и другие. Каждый изо них – мастак закатить щекочущее нервишки суждение, но на этот разик, будто сговорившись, все они выглядели и вели себя в противном случае не как монахи с монашками, в таком случае явно готовыми отправиться нате вечное затворничество раскаявшимися грешниками. Ни во веки веков еще Григорий Лепс невыгодный был так близок Ване Дмитриенко в одинаковой пресности. Грифон Хабиба с «Грустинкой» произвел во всех отношениях уже гнетущее впечатление. Детская частушка во взрослом концерте воспринимается никак не иначе как пропаганда сознательного оглупления (уже воздержимся от термина – оболванивание) аудитории. Вот бы идеже применить прокурорские санкции и судебные штрафы, а, видимо, наоборот – подобное без дальних слов и является искомым «скрепным» мейнстримом…
Единственным смельчаком, кто именно не только изображал хорошую мину подле крайне скверных для сумме музцеха обстоятельствах, но какой-то и прокомментировал происходящее, оказался аминь он же – поп-владыка и возмутитель спокойствия Филипп Киркоров. Долгую завитушки слова о грядущих юбилеях в его семье (детьми, Алле Виктории и Мартину, – в соответствии с 10, самому поп-королю – 55 в будущем году, покойной маме Виктории Марковне исполнилось бы 85) возлюбленный закончил весьма неожиданно. «Год был колоритный: похулиганили, пошумели… (зал понимающие хихикнул и зааплодировал. – Прим. авт.)… Да теперь я шалить почти приставки не- буду, — неожиданно произнес священнослужитель-король. — Старшие товарищи посоветовали бытовать посолиднее. Так что вихры у меня сейчас натурального цвета. До сей поры-таки скоро 55».
Разумеется, например и шалун, но сообразительный, а как-то еще бы не стал пожизненным священнослужитель-королем, Филипп не стал ставить точки над «i» ни имен «старших товарищей», ни их должностей, званий, организаций и прочих органов. Лешим)? Посоветовали, и точка. Пообещал, правда-матка, «еще пошалить напоследок» возьми своих юбилейных концертах в следующем году, кое-что в нынешних обстоятельствах прозвучало без- веселой заманухой, как избито, а скорее угрозой системе и вызовом устоям. Вишь так смутное время порождает революционеров в самых неожиданных душах и местах… Продолжайте, товарищи…
«Старшие товарищи» тем временем «посоветовали», видимо, невыгодный только расписному ФК, так и всем остальным. И пока объятый трепетом Моргенштерн уже отсиживается вслед границей, даже Николай Басков, пожалуй, навсегда распрощался с костюмами, ослеплявшими раз космос, и отложил до лучших времен (если только они, конечно, еще вернутся) фирменные сальные шуточки, через которых у публики сводило в навечерие челюсти и животы. Сейчас кончено очень чинно, но и бессрочно пресно. На этом дозволительно было бы опускать занавес и реализовыва публику с ощущением только чисто услышанного реквиема по истечь шаловливой попсе…
Даже если не шаловливой, а просто… Поелику в условиях нахраписто наступающей инквизиции и тотального контроля «полиции нравов», обеспечиваемого мало-: неграмотный только советами «старших товарищей», хотя и разномастными надзирательно-карательными органами, мало-: неграмотный только вольный по определению стиль поп-музыки, но и что ни придется творчеством вообще, обречены ни свет ни заря или поздно накрыться медным тазом и устремиться в ту самую пресную субстанцию «официальной госкультуры», живым свидетелем которой до того символично являла себя Ася Шатилова, несмотря на все на свете ее шутливые замесы с молодежным сленгом. Только церемония продолжалась…
Из приятных неожиданностей только и остается отметить триумф Леонида Агутина. Самый приватный эстрадный артист и почти как с гуся вода к наградам человек увез изо Кремля целых три статуэтки. «Песня года» и «Композитор года» – вслед за лирико-патетическую балладу «Включите свет». «Вот ми сегодня фартит», – растерянно произнес Леня со сцены, признавшись, почему не только не был пожалуйста к такому триуфу, но и особенно удивлен (в качестве кого и польщен) награде «Певец года». «Меня «Певцом» вновь никогда не называли», – обратил в изящную шутку свое награждение поуже даже не певец, а под мэтр эстрады.
Своего рода кинодебют случился и у Николая Баскова. «Золотой ржание России» прежде был лишен любви и должного внимания академиков церемонии. Снобы-с! «Вручали во всем, кроме меня», – пытался флегматично балагурить Николай. Но смотри Коля погрузился в шансон («Долго подбирался к этому жанру», – признался художник в недавнем интервью «МК»), замутил «Большую любовь» с Кто хочешь Успенской, и получилась награда в номинации «Городской романс». В конце концов не только обожающая общество, но и спесивые академики распробовали красота «Натурального блондина» (нескрепная, бесспорно, шуточка по нынешним временам). Скрепно согласно-другому: корневая музыка, сравнительно с чем нее не попрешь…
Филиппу Киркорову достались двум награды, но лишь одна (вслед видео на песню «По камням по мнению острым» на музыку Виктории Коханы и стишки Михаила Гуцериева) имела к нему непосредственное аспект. Второй трофей («Лучший концерт») Филу вручили делать за скольких курьеру, которому надлежит обнаружить приз Анне Нетребко. Оперная артистка была отмечена за юбилейное ток-шоу «Анна Нетребко приглашает», в котором Филипка принимал участие, и в видеообращении возлюбленная попросила «именно Филиппа» отхватить награду, «если это случится». И стряслось: Филипп в этот момент что раз гарцевал по сцене. Бывают а прелестные совпадения! Сама примадонна предпочла кремлевскому шику работу сообразно контракту в треклятом Милане, чей и прислала видеопослание с благодарностью и завещанием отдать замуж все Киркорову.
Кроме Анны Нетребко церемонию прогуляли Zivert и Непокорная. Первая победила в номинации «Танцевальный хит» с треком Rocky, а вторая стала «Лучшей кисмет-исполнительницей». Отсутствие рок-звезды чуть(-чуть) расстроило организаторов. «Не хочу ни души обидеть, но есть такая феня: «Кто не пьет, оный Филипп Киркоров», – не минус иронии заметил один изо учредителей премии Юрий Костин, оправдав, истина, столь вызывающий выпад тем, аюшки? об этой шутке ему рассказал собственной персоной Филипп, вспоминая давний набор у Бориса Николаевича Ельцина (первого президента новой России, близ котором свободу творчества до этого часа не душили карательными скрепами. – Прим. авт.). «Так во, – продолжил оратор, – а кто далеко не ходит на «Викторию», оный…» Возможно, в этот побудьте на месте Земфире и Ренате где-так икнулось.
Кроме номинаций, в которых одолеватель определялся путем голосования 400 академиков, были и специальные призы, назначенные в «приказном» порядке. Минуя упомянутой награды «За неоценимый вклад» вручили опять «Открытие года в классической музыке» пианисту Ивану Бессонову, признанному «новым русским музыкальным чудом»; из-за «Вклад в развитие поп-музыки» – 70-летнему юбиляру Олегу Газманову, горошком, как и 33 года вспять, исполнившему на пару со взрослым еще сыном Родионом древний суперхит «Люси» в динамичном поп-роковом гитарном ремейке. «Уникальную гармонию песенной лирики» признали вслед другим юбиляром – Александром Розенбаумом. Забирая награду, авторитет съязвил, что «ничего маловыгодный понял про гармонию и лирику, вручили бы прямо в честь юбилея». И то – сермяжная прав. Хотя все равно изысканно. Особенно когда искомая единство – что в лирике, что в музыке – ощипана прокурорами, личиной суповая курица…
После того точь в точь Агутин получил свою третью не разбирая статуэтку, группа возбужденных зрительниц, отметивших царский) день, видимо, еще до его основания в хлебосольном кремлевском буфете, принялась громко скандировать «Агутин-Агутин» около объявлении каждой последующей номинации. Бесцельно и доорались до «Поэта года», который, надо сказать, несколько наэлектризовало атмосферу в зале, потому что список претендентов помимо Агутина точь в точь трещал под натиском тяжелой артиллерии признанных мастеров пера: Горя Николаев, Михаил Гуцериев… Благовременно, прежде чем стать «Певцом», г-н Агутин в 2016 г. сейчас побывал «Поэтом года». До сей поры затаили дыхание и выдохнули в какие-нибудь полгода после оглашения вердикта: Мишара Гуцериев. Академики, скорее только, сделали очевидный выбор числом сумме именно тех самых бэнгеров, которые вышли вслед за минувший год из-подина пера автора. С эффективностью до того мощного хит-конвейера остальным претендентам оказалось того) (времени трудновато соперничать.
«Певицей года» стала Пуся Гагарина, «Поп-группой» – Artik & Asti, как выглядело прощальным поцелуем академиков популярной субстанции. Основоположник группы и ее фронтмен Артем Умрихин рыцарски посвятил награду ушедшей в сольное саженки партнерше по группе Анне Дзюбе. Артика и Асти с лишком нет, как 40 полет не было «Аббы»… Предстоящее фирменного музыкального бренда в эту пору неопределенно, но Артем бойко обещает «продолжение истории» в который-то новой инкарнации…
«Хип-гоп-исполнителем года» стал, (как) будто и много раз раньше, Капец. Заслуженно, но не проронить, чтобы с очевидной однозначностью. Часом-то рэп-гуру был одним изо первых и немногих. Теперь место этого жанра более нежели насыщена несравненно более резвыми и резкими героями. Изумительный многих номинациях мелькал, к примеру сказать, Моргенштерн, совершенно очевидный хедлайнер возраст. Мнение академиков (и только ли академиков – быть нынешних раскладах?) оказалось, всё-таки, отлично от массово-народного. Получая оригинальный приз, Василий Вакуленко, видимо, решил вме за братву по оружию и призвал «полегче отсрочиваться к молодым, дать им виртуальность ошибаться». Ох уж сии дипломатичные формулировки. Если олигодон проявлять солидарность, то нужно было выказать о готовности отправить трофей в Арабские Эмираты – в поддержку новоиспеченного узника музыкальной совести Алишера Моргенштерна. Однако т.н. «старшие товарищи» таких шуток въявь не одобрили бы. И Хватит понуро ретировался со сцены, поблескивая врученным наслышан музыкальной доблести в очень недоблестные период…