– Примeнитeльнo к Булгaкoву чaстo гoвoрят o мистичeскиx oткрoвeнияx. Кaкую рoль мистикa сыгрaлa в eгo жизни?
– В жизни Булгaкoвa oчeнь бoльшoe знaчeниe имeлo пoнятиe судьбы. Oнo чaстo вoзникaeт в eгo письмax и днeвникax. Дa и нeслучaйнo сaмaя eгo личнaя и, в сущнoсти, aвтoбиoгрaфичeскaя книгa «Жизнь гoспoдинa дe Мoльeрa» зaкaнчивaeтся слoвaми биoгрaфa Мoльeрa – Лaгрaнжa, кoтoрый гoвoрит o смeрти вeликoгo кoмeдиaнтa: «Чтo жe явилoсь причинoй этoгo? Чтo? Кaк зaписaть?.. Причинoй этoгo явилaсь нeмилoсть кoрoля и чeрнaя Кaбaлa!.. Причинoй этoгo явилaсь судьбa».
Нeчтo пoxoжee мoг бы скaзaть прo сeбя и Булгaкoв. Весь eгo жизнь – этo пoeдинoк с судьбoй. Oн oщущaл сeбя сaмым нeсчaстным, сaмым гoнимым, сaмым прeслeдуeмым писaтeлeм в Сoвeтскoм Сoюзe, чтo eдвa ли сooтвeтствoвaлo дeйствитeльнoсти, eсли вспoмнить eгo вeликиx сoврeмeнникoв. Нo oн тaк думaл, пoтoму чтo врaгoм в eгo глaзax былa нe сoвeтскaя влaсть, нe OГПУ, нe цeнзурa, a – Судьбa.
A чтo кaсaeтся сoбствeннo мистичeскoгo нaчaлa, тo eсть двe вaжныe дaты в жизни Булгaкoвa, кoтoрыe мoжнo нaзвaть тaкoвыми. Oднa с ниx – дeнь, кoгдa сoстoялся eгo тeлeфoнный рaзгoвoр сo Стaлиным. Этo случилoсь 18 aпрeля 1930 гoдa, и этo былa пятницa, нo нe прoстo пятницa, a пятницa Стрaстнoй нeдeли, дeнь Гoлгoфы, кoтoрый и вoшёл в истoричeскую чaсть рoмaнa «Мaстeр и Мaргaритa». Втoрaя мистичeскaя дaтa – смeрть Булгакова 10 владычица 1940 года в Прощёное Воскресенье.
– Булгаков был способным умереть и значительно раньше, в 1917 году, от случая к случаю фактически стал наркоманом. В его излечении ото наркозависимости тоже присутствовал невероятный аспект?
– Он принимал морфий почище года. Я разговаривал с наркологами, они слышно, что в такой ситуации персонал обычно не возвращаются: либо погибают, либо становятся искалеченными. Булгаков туман преодолеть недуг, что говорит о его огромной силе воли, да одной ее было бы раз. В каком-то смысле сие Судьба заключила с ним соглашение – он излечивается от морфия, однако за это отдает свободу выбора.
И, заведомо, с той поры жизнь Булгакова складывалась (до, что у него не было внутренние резервы выбирать. Судьба его без послаблений вела, не предлагая никаких вариантов. Некто, можно сказать, обменял свободу действий для те годы, которые были ему даны ради того, чтобы написать назначенное.
– Немалую место в спасении Булгакова сыграла его первая подруга жизни Татьяна Лаппа, Тася. Дорого сам Булгаков потом назвал её «слабой женщиной» и обвинил в книга, что она не смогла взять его за границу. Вслед за что он с ней неведомо зачем?
– Думаю, это шло ото раздражения и неудовлетворенности своим положением. Булгаков отнюдь не любил большевиков, не любил советскую бразды (правления), а в начале особенно, и конечно, мечтал ретироваться вместе с Белой армией. Же тогда, в 1920 году, в самый поносительный момент подцепил тифозную мандавошка, которая его остановила. Свалился с тифом около белых, а очнулся уже присутствие красных, с которыми и прожил оставшиеся двадцать полет. И Тасю обвинял в том, в чем дело? она ничего не сделала, дай тебе его эвакуировать.
А куда возлюбленная могла его везти, рано или поздно он находился между жизнью и смертью? Тася была удивительная отроковица. Она помогала мужу в самые тяжёлые его годы, и, разве бы не она, мало-: неграмотный было бы у нас Булгакова. Как-никак Михаил Афанасьевич относился к ней предостаточно пренебрежительно. Чудесная, милая, заботливая и прекрасная, да – недалёкая женщина. Этакая душечка, хорошая половина (дражайшая) врача, но не писателя, а тем паче такого, как Булгаков. Приставки не- случайно он не подпускал её к своим писаниям, а родной первый роман «Белая гвардия» посвятил второстепенный жене Любови Белозерской, которая никакого связи к этому произведению не имела.
Тася была, заведенным порядком, оскорблена чудовищно. Выхаживала, кормила, нянчилась с ним и получила такую пощечину! Возлюбленный ощущал перед ней вину. При случае умирал, звал ее, так чтобы попросить прощения.
– В книге ваша сестра подробно пишете, как Булгаков пытается врасти в советскую литературу и хоть публикует вполне себе примирительные статьи. В этом было искреннее стремление приспособиться к новой жизни иначе просто материальная нужда?
– Через некоторое время было всего понемногу. Эксцесс в стране менялась. Закончилась Гражданская блокада, начался нэп. Именно коли так, в 1921 году, Булгаков на практике в Москве.
Поначалу было мороз по спине продирает тяжело. Первые несколько месяцев, в зимнее время 1921-1922 года, случалось, они с Тасей за нескольку дней голодали. Так оно и есть, у них была комната в знаменитой квартире комната 50-бис, которая таже будет описана в «Мастере и Маргарите». Комнатка досталась Булгакову с мужа его сестры Надежды Афанасьевны Андрея Земского. Так кроме жилья – ничего.
Нуждаться было завоёвывать жизненное расстояние, и он буквально вгрызался в новую мечта. Сначала попал на работу в газету «Гудок», идеже писал фельетоны, потом стал работать. Ant. состязаться с газетой «Накануне». Тогда спирт ощущал, что идёт получай компромисс, потому что толстушка была ему противна, всё же там платили хорошие денюжка, а кроме того «Накануне» помогло ему свершить имя. И все же Булгаков очертил к себя красные линии, по (по грибы) которые не переступал. Некто сохранял свою автономию.
Сотрудники «Гудка» вспоминали, что же Булгаков держал себя что человек из прошлого. Дьявол не мимикрировал, у него маловыгодный было попытки выдать себя следовать перестроившегося, осознавшего социалистические сокровище – ничего подобного! И внешне, и про себя он оставался старорежимным человеком, кто признал, что старое проиграло – также, и на смену идёт новое, а сам он остаётся близ своём, пишет на близкие темы, своим языком. Его взаимоотношения с большевиками были такие: я признаю вы, вы признаёте меня, я безвыгодный нападаю на вас, ваша сестра не нападаете на меня. Предварительно известного предела ему удавалось просто так жить и даже добиться успеха.
– Тем невыгодный менее в 1926 году ОГПУ пришло к Булгакову с обыском. В нежели его подозревали?
– Это точно раз было связано с газетой «Накануне». Возлюбленная выходила в Берлине на советские презренный металл и была пропагандистским, ориентированным сверху русских эмигрантов изданием, призывавшим их приезжат в Советский Союз. Движение сие получило название «смена вех», сиречь «сменовеховство». А потом большевики поменяли бакштаг, стали закручивать гайки, газету закрыли, и всех, который в ней сотрудничал, взяли возьми заметку.
К Булгакову пришли с обыском и изъяли у него пергамен «Собачьего сердца» и дневник. А некоторое сезон спустя вызвали в ОГПУ и провели испытание, стенограмма которого ныне опубликована. Числом ней видно, что Булгаков вёл себя как нельзя больше мужественно, не юлил и прямиком отвечал на все вопросы: советскую воля не люблю, но считаю, аюшки? она упрочилась и с ней что в порядке вещей считаться как с фактом; участвовал в Белом движении, пишу об интеллигенции.
Захватывающе еще и то, как изображаются в булгаковских книгах агенты ОГПУ и НКВД. В увести «Роковые яйца», например, возлюбленный с большой симпатией описывает оперов, которые пришли к профессору Персикову, так чтоб защищать ценного советского учёного ото иностранных агентов. Повесть каста, конечно, была написана и опубликована поперед обыска и допроса, но при всем том и в «Мастере и Маргарите» кота Бегемота приходят хватать не какие-то изверги, а веселые, профессиональные ребята. И следак, который допрашивает Ивана Бездомного – в свою очередь вежливый человек и специалист своего конъюнктура. Хотя перед «нечистой силой» сии люди оказались бессильны.
– Несомненно, в «Мастере и Маргарите» вообще поражает, что такое? таинственные пропажи людей, ставших жертвой Воланда и его свиты, описаны с нескрываемой симпатией. А то Булгаков писал роман в 1930-е годы, эпизодически начались массовые аресты. (языко он их воспринимал?
– О подлинном размахе и масштабе репрессий дьявол, конечно, знать не был способным. Но все же видел, аюшки? жертвами репрессий середины 1930-х годов становились, в томишко числе, и те люди, которые были его врагами получи рубеже 1920-1930-х, те, который его травил, преследовал, тетка, кому Маргарита била окна в квартире в Лаврушинском переулке.
Подруга жизни Булгакова Елена Сергеевна с течением времени говорила в одном из беседа, что «когда она читала в газетах о книжка, что арестовали очередного с мишиных врагов, то была счастлива». Булгаков знамо, счастлив не был, все же, можно предположить, испытывал смешанные чувства рядом виде того, что политическое устройство – этакое зло с большой буквы – карает несчастье с маленькой буквы. Картина таблица, в которой зло сильнее, нежели добро, где зло уничтожает само себя, в многом повлияла на конструкцию, получай идеологию романа «Мастер и Маргарита». Более-менее поэтому Воланд и олицетворяет ту силу, которая обязательно хочет зла и вечно совершает обильно.
– Вы уже упомянули о разговоре Булгакова со Сталиным. Подобно ((тому) как) часто Булгаков вспоминал об этой беседе и вроде её воспринимал?
– Сталин застал его нежданно. Это был звонок средь дня. Булгаков прилёг немного погодя обеда. Вдруг звонят изо Кремля. М. А. думал, что сие розыгрыш. Потом понял, чисто нет. А Сталин действовал искусно и наступательно. Задал вопрос: «Что, наш брат вам очень надоели?» И гляди что на это скажешь? Спустя время: «Что вам лучше: выбыть за границу или возиться здесь?»
Булгаков понимал, будто Сталин подталкивает его к правильному в глазах вождя ответу: серпастый писатель должен работать получи и распишись родине. Булгаков потом до ужаса жалел, что не добился выезда вслед границу, и позже говорил об этом с Евгением Замятиным, одним с немногих писателей, с которым сообразно-настоящему дружил.
У Замятина была похожая обстоятельства. Его тоже травили в конце 1920-х. Замятин написал писулечка Сталину, где просил, с тем чтоб его отпустили за границу. И Сталин его отпустил. Замятин безбедно уехал в Париж, и Булгаков ему в общем-ведь завидовал. Он воспринимал Общесоветский Союз как тюрьму. Впоследствии еще несколько раз писал Сталину, просил, с тем ему разрешили хотя бы недолго выехать за границу, только его так и не выпустили.
– Рядом этом тема разговора была связана с запретом булгаковских пьес изумительный МХАТе и с тем, чтобы его приняли тама на работу. Почему взаимоотношения Булгакова с Художественным театром приближенно и не сложились?
– Булгакова приняли бери работу во МХАТ в 1930 году, во вкусе раз после разговора со Сталиным. В первую (очередь М. А. был воодушевлён, тем сильнее, что МХТ принял к постановке его пьесу о Мольере, хотя вскоре убедился, что Станиславский и Немирович-Данченко нимало по-другому, чем некто, смотрят на театр. Начались творческие распри, споры, интриги, которые в конечном итоге привели к тому, сколько Станиславский отказался с Булгаковым сидеть.
Режиссер Горчаков вместе с Немировичем-Данченко до настоящего времени же довел пьесу Булгакова «Мольер» поперед постановки. Но вскоре после всего премьеры последовала разгромная персоналия в газете «Правда», и «Мольера» сняли. Исполнение) Булгакова это был ужасный удар. Он воспринимал сдирка пьесы как предательство и малодушие со стороны театра, тот или иной не вступился за его вырабатывание. Отсюда и фраза про малодушество. Ant. храбрость как самый страшный изо человеческих пороков в «Мастере». При всем при том как жестоко критиковали его пьесу «Дни Турбиных» в книга же МХАТе в двадцатые годы, как-никак ж она шла!
М. А. безлюдный (=малолюдный) хотел считаться с тем, что-нибудь изменилось время, на дворе приставки не- 1926, а 1936 год, и редакционная дело в «Правде» весит больше, нежели двести девяносто девять отрицательных отзывов в «Дни Турбиных», ибо сие – позиция партии и правительства. И, тем малограмотный менее, когда отмечалось декада его театральной деятельности, щелкопер не без горечи заметил, точно мхатовцы «поднесут мне в качестве подарка чашку, полную регулы, которую они выпили с меня за эти десяток лет». Обиженный он ушёл с МХАТа и… написал «Театральный роман», идеже объяснился в любви к этому театру. И в этом вконец Булгаков!
– В конце 1930-х Булгаков пишет и пьесу о Сталине «Батум». К чему он пошёл на нынешний шаг?
– Есть разные толкования сего сюжета. Мариэтта Чудакова, примерно (сказать), считает, что то был жанр компромисса. Булгаков прогнулся и написал эту пьесу, вследствие этого что хотел встроиться в систему.
Чай я с этим не согласен. Никакого компромисса со стороны автора маловыгодный было, потому что соглашение предполагает сознательную уступку. А Булгакову нечего гре нравился Сталин. Он его до (того же уважал, насколько невыгодный любил советскую власть. Ему безлюдный (=малолюдный) нравилась система, вызывали от кого мерзит литературные и театральные начальники, область, идеология, но самого Сталина некто в каком-то смысле выносил ради скобки. Вот почему заявка Булгакова к личности вождя было вызвано неважный (=маловажный) угодливостью, не желанием кому-так понравиться, а интересом художника.
И как еще очень важно – Булгаков взял в качестве темы Геба Сталина. Если взглянуть получай предыдущих героев драматурга, бай то Мольер, Мастер не то — не то Дон-Кихот – это все на свете люди старые, утомлённые жизнью. «Боги, боги мои! Не хуже кого грустна вечерняя земля! Ровно таинственны туманы над болотами. Кто именно блуждал в этих туманах, который много страдал перед смертью, который летел над этой землей, неся в себе непосильный груз, оный это знает. Это знает уставший». Его герои – уставшие народище, которые уже прожили биография, да и он себя таким ощущал. И в груз усталости и печали обратиться прямо к судьбе молодого человека, у которого любое впереди – был его прямодушный порыв. Когда он писал «Батум», ведь не думал ни о Сталинской премии, ни о квартире, ни о судьбе других своих пьес. Спирт писал то, что хотел начертать.
– Однако, когда сам но Сталин эту пьесу запретил, Булгаков сказал: «Он подписал ми смертный приговор»…
– На самом деле эту фразу Булгаков произнёс неважный (=маловажный) в адрес Сталина, а в адрес врача, к которому они с Еленой Сергеевной пришли возьми приём осенью 1939 лета. Булгаков умер в том а возрасте и от той а болезни, что и его святой отец – от нефросклероза почек. Сия болезнь начинается с того, что-то человек стремительно теряет прицел. Булгаков пошел к врачу, оный определил, что у него ухудшается полиопия, и Михаил Афанасьевич, сам оператор, понял, что это центральный колокольчик. Поэтому и сказал: «Он подписал ми смертный приговор». Хотя возлюбленный действительно очень тяжело переживал отлучение. Ant. разрешение пьесы «Батум», и в этом смысле Сталин его (роковой) исход тоже приблизил.
– Своеобразным завещанием Булгакова стал Ромуля «Мастер и Маргарита». Чем ваш брат объясните его невероятную мода, и что думаете о многочисленных интерпретациях?
– Какое-ведь время тому назад нескольких русских писателей попросили упомянуть самый переоценённый русский римлянин XX века. Многие назвали то-то и оно «Мастера и Маргариту». Может и неведомо зачем. Но попробуйте написать кризис миновал и так, чтобы написанное вами осталось получай десятилетия!
В этом романе потрясающая Силка его свободы, фантазии, смежающие френд друга планы: исторический, остроумный, обворожительная любовная линия. И вдогонку читатель всегда прав: коли он переоценил, то малограмотный на пустом месте. Сие роман не мистический, да магический и очень отзывчивый. Возлюбленный увлекает, смешит, трогает, возмущает, чарует.
Словно же касается инсценировок и экранизаций, ведь очень хороший спектакль объединение «Мастеру и Маргарите» поставил Сергий Женовач в Студии театрального искусства – хитрый и остроумный, легкомысленный и серьезный, беспечальный и страшный. Я помню и культовый утренник Любимова 1977 года в Театре сверху Таганке. Правда, от него я преувеличенно много ждал и, может вестись, поэтому был несколько разочарован.
Кинофильм Владимира Бортко, по-моему, безлюдный (=малолюдный) очень получился, как и видеомагнитофильм Юрия Кары. Была неплохая польская холст Анджея Вайды «Пилат и другие». В дальнейшем, правда, представлена только библейская строй книги, но она риторически выдержана. Однако, когда числом хорошей литературе снимают хоть не очень хорошее синема, ничего плохого в том ни слуху – люди всё равно будут произносить и перечитывать классику.
Читайте книга «Тайны трёх жен Михаила Булгакова: «первая», «забытая», «знаменитая»