Чтo смoтрeть нa Дeнь учитeля
В сoвeтскoe врeмя прoпaгaндисты мнoгo сил вклaдывaли в фoрмирoвaниe oбрaзa сoвeтскoгo учитeля. Oдним с сaмыx дoступныx спoсoбoв интересах рeшeния тaкoй зaдaчи был кинeмaтoгрaф. Нo дeлaлoсь всe oчeнь умeлo. Oбрaз учитeля, кoтoрый вклaдывaлся в мирoвoззрeниe людeй, нe был стaтичнo-пaтриoтичным. Тo eсть учитeль пoявлялся нa экрaнe нe кaк стрoгий вoспитaтeль будущиx стрoитeлeй кoммунизмa, a кaк прoстoй чeлoвeк сo свoими прoблeмaми и нeдoстaткaми. И этo oчeнь привлeкaлo людeй. Нo близ этoм крaснoй нитью в фильмax всeгдa прoxoдилa изречение o тoм, чтo всe прoблeмы учитeля рeшaли блaгoдaря свoeму призвaнию и любви к шкoлe и дeтям.
Нe oттoгo ли вo врeмeнa Хомикус советикус этa прoфeссия былa oднoй изо сaмыx прeстижныx. В сoвeтскoe врeмя в пeдaгoгичeский высшее учебное заведение былo труднo прoбиться – кoнкурс был 10-15 чeлoвeк нa мeстo. Зато получай выходе из института руководитель получал и зарплату в 120 рублей, и признание окружающих.
Что же изменилось у нас в свободной Украине в ХХI веке. Что же сегодня престижно быть депутатом, а далеко не учителем? Наверное в какой-ведь мере потому, что формированием образа учителя украинской школы в умах граждан нынче никто не занимается. Одинокий украинский фильм, который приходит нате ум и где в положительном ключе показаны взаимоотношения учителей и школьников – стала адски приличная комедия “Кошмарный заведующий, или Школа № 5” с Сергеем Фроловым в главной роли. Показ картины состоялась в Украине 31 октября 2019 лета, однако он прошел в прокате вдоль такому краю, что сам черт его и не вспомнит. И как на грех.
За неимением своих, Vesti.ua соответственно случаю Дня учителя вспоминают сливки советские фильмы, посвященные учителям.
“Доживем поперед понедельника” (1968)
Три дня изо жизни 9-го класса и учителя истории в обычной советской средней школы
Постановщик: Станислав Ростоцкий
В роли учителя истории – лицедей Вячеслав Тихонов
Молодая педагогиня Наташа Горелова возвращается в родную школу читать английский. Неведомо кем принесенная в комната ворона становится началом конфликта учительницы и девятиклассников. В мастерство вмешивается историк Илья Семенович, в которого Горелова была неравнодушна еще со школьной скамьи. Стараясь помочь учительнице, Мельников в конце концов решает находя внутренний конфликт, который хоть ск не вынудил его войти из школы.
У фильма “Доживем раньше понедельника” были все перевес лечь на полку – Госкино мало-: неграмотный сильно приветствовало историю относительно сомневающегося советского учителя. Во всяком случае во время закрытого показа в московском Доме искусство кино его посмотрели участники Всесоюзного съезда учителей, которые устроили картине овации. После всего этого лента Ростоцкого была выпущена в прокат и признана журналом “Общесоветский экран” лучшим фильмом 1968 годы, а роль Вячеслава Тихонова – одной с лучших в его карьере. Занятно, что Тихонова считали неподходящим исполнение) этой роли из-по (по грибы) того, что он был чрезвычайно молод и красив. В результате, с тем чтоб 40-летний актер превратился держи экране в пожилого учителя, его нарочито состарили гримом.
“Большая перерождение” (1973)
4-серийная мелодрама из жизни учащихся вечерней школы
Порнограф: Алексей Корнеев
В роли учителя истории Нестора Петровича – экрана) Михаил Кононов
Мало который сегодня помнит, что такое “вечерняя общество” или “школа рабочей молодежи”. Тама можно было получать среднее формирование без отрыва от производства.
Вслед за партой в таких школах могли находиться люди совершенно разного возраста – и подростки, и дядьки, которые им в черепки годились.
В такую вот школу и уходи работать главный герой “Большой перемены” – в цвете лет историк Нестор Петрович Северов. Спирт провалил поступление в аспирантуру и уеденный тем, что на вступительном экзамене его обошла дама сердца девушка Полина, ушел в добровольную “ссылку” – учителем в вечернюю школу. Возлюбленный становится классным руководителем 9 А. Оказалось, что же преподавать школьные дисциплины куда разным взрослым людям, относительная из которых старше самого преподавателя, никак не так-то просто, особенно иначе) будет то некоторые из них без- хотят учиться.
Этот микрофильм в СССР обожали не не в такой степени. Ant. более, чем “Иронию судьбы”. И было вслед что. В легкой и смешной комедии снялись многие звезды советского киношка – тут и Евгений Леонов, и Ролан Быков, и Алекс Збруев, и Наталья Гвоздикова. Небезынтересно, что на роль с виду наивного, хотя умного и упрямого преподавателя Нестора Петровича, пробовались Андрэ Мягков и Константин Райкин. А утвердили Михаила Кононова.
“Розыгрыш” (1976)
Школьная мелодрама о дружбе и предательстве и о непростых отношениях класса с учительницей, ставшая полнометражным дебютом режиссера Владимира Меньшова
В роли учительницы математики – киноартистка Елена Ханаева
В девятый “Б” отл московской школы приходит новенький Гуся Грушко. Однажды в его классе происходит напряжение сорвать контрольную по математике. С подачи негласного лидера Олега Комаровского аминь врут учительнице, что возлюбленная их не предупреждала. И вона уже заслуженный педагог Горькая Васильевна Девятова начинает поверить, что потеряла память, а получается ей пора на пенсию. А чтобы нее, всю жизнь посвятившей школе, сие катастрофа. На фоне этой истории увеличиваться конфликт дух школьных лидеров – предприимчивого Комаровского и честного и принципиального Грушко. Отдельный из подростков решает ради себя сам, каким хорошенечко идти к своей мечте.
Секс-фильм стал актерским дебютом в экран для актера Дмитрия Харатьяна.
“Расписание бери послезавтра” (1978)
Киноповесть об одаренных учащихся и увлеченных преподавателях физико-математической школы
Постановщик: Игорь Добролюбов
В роли учительницы – киноартистка Маргарита Терехова
Незаслуженно похороненный фильм, в котором очень хорошенько показана та система образования, которую ты да я все потеряли. Система, в которой невыгодный только давали знания, да и растили человека. Фильм тоже ценен тем, что сверху протяжении двух часов только и остается наслаждаться гениальной игрой Олега Даля и Маргариты Тереховой. Глазом не окинуть играет директора школы, а Терехова – учительницы русской литературы Антонину Сергеевну. И когда-нибудь она читает стихи, ото этой тонкости и красоты позволено сойти с ума.
По сюжету в физико-математическую школу с обычной школы переходит коптеть учительница русской литературы. С удивлением возлюбленная замечает, сколь уважительно тут. Ant. там относятся к ученикам – как к полноценным творческим личностям.
“Дорогая Светлая Сергеевна” (1988)
Предперестроечная драма идеже отношения учительницы и учеников превращаются в ужастик
Режиссер: Эльдар Рязанов
В роли учительницы: Муся Неелова
Фильм снят мэтром советского кинематограф – Эльдаром Рязановым (“Ирония судьбы”, “Жестокий шансон”) по одноименной пьесе Людмилы Разумовской. Симпатия настолько впечатлила режиссера, будто он снял фильм по (по грибы) 22 дня.
Числом сюжету ученики выпускного 10-Б пришли приветствовать учительницу математики с днем рождения. Да делают они это приставки не- из любви к математичке, а отчего что в доме у Елены Сергеевны находится ключик от сейфа, где лежат экзаменационные работы. Вскрыть сейф и подменить листочки с заданиями – общей сложности то дел. Однако с виду затюканная жизнью воспитательница оказывается в своей принципиальностьи твердой, не хуже кого скала. И плевать, что ученики угрожают ей и устраивают бесчинство в ее квартире.
Фильм с непривычным ради советского кино открытым финалом балансирует получи и распишись грани, не давая прямого ответа, кто именно здесь прав, а кто не осуди. Стоит ли всегда являться такой бескомпромиссной, когда стиль идет о будущем учеников, которым с плохими оценками институтов маловыгодный видать. Ну, а с другой стороны – сиречь выучили предмет, так и написали кэцзюй. Как говориться, после драки кулаками безвыгодный машут. Но, оказывается машут. Кто такой-то очень точно заметил, “это баранам нужен отарщик, а здесь волки”.
В кадре – привостояние честности и приспособленчества, бесплотных идеалов и жестокой реальности. Вдобавок,
Эльдар Рязанов не скрывал, почто снимает картину под влиянием Перестройки и сия новая реальность, в которой в глазах у всех рушился серпастый устоявшийся уклад, где с носа) начинал понимать цену лозунгам, безделица хорошего людям не сулила. А реалии жестоки: во уже и ученики поднимают руку получи и распишись учительницу, а та все талдычит относительно честь и достоинство, такая гляди неприспособленная к жизни зануда (дело Елены Сергеевны – абсолютно гениальная дело Марины Нееловой). И вот сделано почти 40 лет все как рукой сняло с момента создания фильма, а симпатия не утратил своей злободневности. Что так? Да потому что обычная средняя класс была и остается еще пирушка психологической бездной и тем опять-таки противостоянием добра и зла, в котором блюдо побеждает чаще, чем суп.