Этoт сeмeйный сoюз зaрoдился нa сдaчe кaндидaтскoгo минимумa в aспирaнтуру НИИ тeoрии и истoрии исскусств. Нa прoтяжeнии нeскoлькиx лeт Пoдстaницкиe сумeли сoбрaть уникaльную кoллeкцию и пoстoяннo сoтрудничaют с музeями, в чaстнoсти прoвeли дeсятки выстaвoк сoвмeстнo с мoскoвским музeeм A.С. Пушкинa. Тeпeрь oни прeдстaвили бoлee 100 прeдмeтoв – пoртрeтную, миниaтюрную, пeйзaжную, жaнрoвую живoпись и графику, кракель. Все экспонаты связаны с пушкинской эпохой, ближним и дальним в обход главного поэта России.
Выставку назвали «Наша Пушкиниана». Какая-ведь часть представленных на ней произведений находились в коллекции знаменитого танцовщика и хореографа Сержа Лифаря, называвшего свое соединение «Моя Пушкиниана».
В одном изо залов представлен прижизненный похожий Петра I в латах, с лентой ордена Св. Андрея Первозванного. Написан симпатия неизвестным художником начала XVIII века да пополнил в свое время митинг Лифаря. Несколько работ с коллекции Подстаницких связаны с южной ссылкой Пушкина. Посреди них – «Пушкин во дворе Бахчисарайского дворца» Никанора Чернецова, созданный в 1837 году, вероятно, по-под впечатлением от гибели поэта. С Пушкиным передвижник был знаком, а его (кино)лента «Кавказ. Вид Дарьяльского ущелья» находилась в рабочем кабинете поэта. Каста работа участвовала в Пушкинской выставке в Париже в 1937 году, находилась в коллекции Сергея Лифаря (а) также приобретена Подстаницкими на европейском аукционе.
С Крымом связана и суперсерия рисунков европейского пейзажиста Карла Боссоли, жившего и работавшего в России вплоть до начала 1840-х. Он был придворным художником князя Воронцова, и в его работах наша сестра видим имение в Мисхоре, принадлежавшее герою войны 1812 лета генералу Л.А. Нарышкину, двоюродному брату Воронцова.
К. Боссоли. Целла в крымском имении Л.А.Нарышкина Мисхор. 1842 бадняк. Предоставлено пресс-службой Государственного музея А.С. Пушкина
В «Онегинском» зале представлены акварельные портреты современников Пушкина, написанные Александром Брюлловым, Петром Соколовым, Владимиром Гау. Посреди них – портреты русских полководцев и графини Натальи Зубовой – единственной дочери Суворова, которую симпатия ласково называл Суворочкой. Дальше кончины отца и мужа, имея огромное срез, она посвятила себя воспитанию шестерых детей, малопритязательно жила в своем московском доме. Зимою можно было увидеть ее дочерей, разгребающих изумительный дворе снег. Сохранилось воспоминание о книга, как в 1812 году, при случае обоз Натальи Александровны был задержан французской армией, подступавшей к Москве. Узнав, почему перед ними дочь Суворова, солдаты пропустили её, отдав воинские почести.
В Угольный гостиной представлена коллекция миниатюрного портрета, до чертиков популярного в пушкинскую эпоху. (у)потреблять в ней и изображения женщин, восхищавших Пушкина, в частности княгини Елизаветы Воронцовой и ее младшей сестры Елизаветы, в доме которых для Пресне поэт не как-то раз бывал. В одном из сохранившихся альбомов Елизаветы Ушаковой симпатия сделал записи, в том числе написал собственный знаменитый «Донжуанский список».
Окно Садового павильона, располагающегося плечо в плечо, коллекция Подстаницких занимает до дна. Эта часть экспозиции называется «Домик коллекционера». А представлены инуде портрет матери русской импрессионистки Елены Киселевой, работы Владимира Боровиковского – сына знаменитого Луки Боровиковского, Эмиля Жан Ораса Верне, которого ценил Колян I. Внимание привлекает необычный «Портрет коня офицера Свиты Его Императорского Величества» , прописанный в 1849 году русским баталистом немецкого происхождения Александром Швабе.
Виллибальд Рихтер – венский артист-акварелист и пейзажист первой половины XIX века – в навал путешествовал по Польше и России. Его акварели «Крым. Лицо на усадьбу с моря» и «Крым. Усадьба» написаны в 1829 году. К этому но году относятся и «Крым. Двум дамы, прогуливающиеся на берегу» с серии, запечатлевшей одну с первых поездок семьи императора Николая I в Таврида. Здесь же портрет великой княжны Ольги Николаевны Владимира Гау. Доченка императора Николая I знала Пушкина и описала в мемуарах состояние его смерти. Тяжеловесные чугунные будильник «Вильгельм Телль» изготовленные держи Олонецких металлургических заводах в 1834 году.
фотоотпечаток: Светлана Хохрякова
Коллекционер Сергуня Подстаницкий в Садовом павильоне.
Вплоть до официального открытия выставки, идеже картины еще перевешивали, формировали гаммада, нам далось поговорить с Сергеем Подстаницким, что пришел посмотреть, как расположились его раритеты в новых интерьерах.