Фoтo: Сeргeй Куприянoв
– Тaк чeм этa кoпия уникaльнa?
– Oнa сoвeршeннo удивитeльнa, тeпeрь в пoстoяннoй экспoзиции библиoтeки Вoлoшинa (систeмы ЦБС ЦAO), кoтoрaя являeтся сoбствeнникoм бюстa. Нeфeртити прoстo пoдчинилa тeпeрь сeбe всю библиoтeку, oнa нeвeрoятнa крaсивa. Кaк вы знaeтe, нa прoтяжeнии мнoгиx лeт знaмeнитый бюст цaрицы Нeфeртити в синeм пaрикe являeтся глaвным шедевром музея в Берлине…
– А это именно парик, не головной убор?
– Нет-нет, конечно, парик, сейчас расскажу. С 20-х годов XX века, с тех пор как бюст появился в собрании берлинского Египетского музея, он никогда не копировался, оставался беспрецедентным шедевром, который не должен был быть воспроизведен. Первые попытки были сделаны в конце 30-х годов по личному приказу Гитлера, который, несмотря на всё своё безумие, был влюблен в царицу, хотел построить для нее специальный стеклянный музей. Так вот скульпторы в то время пытались воспроизвести этот шедевр…
– Изначально автор – легендарный скульптор Тутмос?
– Совершенно верно, причем, делавший бюст при жизни царицы, что важно… Так вот копии нового времени были близкими к оригиналу, но не были факсимильными копиями. И вот в мае прошлого года Египетский музей в Берлине официально опубликовал результаты 3D-сканирования бюста; мы, получив эти результаты, провели ряд сложных процедур с помощью нескольких военных предприятий, которые обладают 3D-принтерами с достаточной степенью профессиональной печати. Сначала получили первый образец 3D-печати, а потом на его основании была из специального гипса отлита голова… Гипс – материал очень естественный, напомню, что главный придворный скульптор Тутмос накладывал на известняковую основу слои гипса…
– Как он вообще лепил этот портрет?
– Бюст сделан на основе маски, которая была снята с лица царицы (живой, естественно). Во время раскопок германских ученых в городе Тель-эль-Амарне в 1912 году был найден не только этот великий портрет Нефертити, но и все промежуточные модели, начиная от маски царицы, и прочих этапных рельефов. Царица изображена в своем высоком синем парике, – его действительно раньше воспринимали как массивный головной убор, но нет: это окрашенные в темно-синий цвет волосы, натянутые на золотую раму. Вот то, что мы видим на лбу Нефертити – такое золотое основание – это и есть рама. Синий цвет ассоциировался с цветом волос богов, а уникальная форма парика (только три царицы его носили) ассоциировалась с гневом Богини-матери, которая гневом попирает хаос, для того, чтобы миропорядок и счастье на земле восторжествовали.
– Что у нее на лбу?
– На лбу когда-то была священная змея, символ царской власти, которая не сохранилась, была повреждена. В мастерской Тутмоса, в его святая святых, стояли два бюста – Нефертити и абсолютно такого же уровня исполнения бюст ее мужа – Эхнатона. Это были так называемые скульптурные модели: другие скульпторы царского дома приходили и, опираясь на эти изображения, творили свои статуи. Но царица могла позировать только главному царскому скульптору. Это было время религиозной реформы; когда она закончилась, память Нефертити и Эхнатона была проклята, в мастерскую пришли погромщики, и первый удар пришелся по лицу бюста фараона, он сохранился, но собран в Берлинском музее из нескольких фрагментов… В момент удара по бюсту фараона, бюст Нефертити, стоявший тут же на деревянной полке, падает лицом в песок, это его и спасло. И великий немецкий археолог Людвиг Борхардт 6 декабря 1912 года нашел этот бюст. Причем, он приложил все усилия, чтобы попытаться найти инкрустацию второго глаза…
– А чем инкрустировали?
– Правый глаз Нефертити инкрустирован горным хрусталем, зрачок выполнен из фрагмента черного дерева. Второй глаз не нашли, и более поздние исследования показали, что его никогда и не было – в глазнице нет остатков связующего вещества.
– Почему не было?
– Потому что снятая с лица царицы маска – это как бы часть ее души, и в том случае, если ее бюст был бы поврежден – с их точки зрения – это сразу же нанесло бы порчу самой царице. Поэтому между портретом и царицей должна была быть вот такая демонстративная разница. Вот у бюста и нет одного глаза. Мало того, в 2000-х годах делали полное внутреннее сканирование, томограмму памятника, и выяснилось, что несколько раз лицо царицы на бюсте немножко менялось, видимо, по просьбе Нефертити убирались складки, морщинки около глаз, морщинки в области носа. То есть она явно следила за изготовлением своего парадного портрета, это 14 век до новой эры, напоминаю…
– И возвращаясь в Москву…
– Когда первая 3D-отливка была сделана, к работе приступил наш замечательный скульптор и художник Эдуард Агапов, который специализируется на воспроизведении памятников древнего искусства, и Эдуард первым обратил внимание на то, что отдельные части 3D-скульптуры (веки, губы) немножко расходятся с оригиналом в Берлинском музее. Дальше было подготовлено гигантское портфолио из более чем 500 фотографий, начался наш прямой диалог с Берлинским музеем, и выяснилось, что, действительно, в файле допущены нарочные небольшие ошибки, потому что Берлин не хотел выпускать стопроцентно точное факсимиле. И парадокс заключается в том, что Эдуарду удалось преодолеть эти ошибки, выполнить как у оригинала веки и губы, на что Берлинский музей сказал следующую фразу: «Хорошо, что таких художников мало». Сам процесс росписи, скульптурной доработки памятника (просто копией назвать голову невозможно) занял три с половиной месяца, до этого два месяца ушло на исследование пигментов, которыми покрыт оригинал. Например, парик кажется таким бархатным потому, что в пигмент втерто размолотое в муку синее стекло. В итоге, все эти особенности подлинника, насколько это сейчас возможно, были воспроизведены в этой реплике. Так что теперь вы можете любоваться этим бюстом высотой 49 см. Берлинский музей признал его лучшей копией из тех, которые ему известны. Ничего подобного никогда не было и нет в России. Да и в мире.